Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Брак

Брак

I 1) в соотв. с обществ. и правовыми нормами, Б. подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель Б. состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт. 2:18.20.23; ср. Притч 5 и след.; Мф. 19:4–6). Согл. Быт 1 и след., Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении;

2) при всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в евр. Библии нет четкого понятия Б.; в значит. большей мере, как в ист. повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практич. стороне Б.: о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению Б, и т.п. Б. в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом (ср. Ос. 2:1; Мал. 2:14). Установление института Б. делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении Б. человек делает выбор и принимает на себя определ. обязательства, что способствует организации и сплочению человеч. общества. Библия считает, что одной из задач Б. является искоренение блуда (1Кор. 7:2). Важную роль в Б. играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126 и след.). Рождение детей – это Божье благословение, не получить этот дар – значит быть наказанным и несчастным (Быт. 30:1; 1Цар 1 и след.);

3) несмотря на то, что в Быт. 1–2 явно подразумевается моногамный Б., т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израил. обществе долгое время царила полигамия (в отличие, напр., от Вавилонии, которая уже прим. к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Быт. 4:23), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израил. цари – вплоть до периода НЗ. Из Втор. 21:15–17 ясно, что о Б. мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных Б. НЗ явно высказывается в пользу моногамии.

II.: 1) вступление в Б. начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт. 34:4; Быт. 38:6; Суд. 14:2); в редких случаях предложение о Б. могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и след.), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли к.-л. с таким поручением к родителям невесты (ср. Быт 24 и след.). Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого Б. (ср. слова «были в тягость» в Быт. 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2 и след.; Руф 2 и след.). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд. 5:30; Суд 21 и след.). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему воен. или проч. помощь (ср. Быт 34:11 и след.; Нав. 15:16; Суд. 1:12; 1Цар. 17:25; 1Цар. 18:25). Из текста Исх. 20видно, что жена практич. причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным. Заключ. брачный договор (упоминание о письм. договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [евр. баал], которому она была обязана хранить верность (Втор. 22:23–27). В Быт. 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на Б.; лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт. 24:67). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определ. времени взять обрученную в свой дом;

2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Песн. 3:11; Ис. 61:10) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд. 14:11). Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44 и след.). В честь торжества зажигали факелы и ⇒ светильники (ср. Мф 25 и след.). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин. 2:2). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт. 29:27; Суд. 14:12). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт. 24:65). От отца она получала приданое (Нав. 15:19) – скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее (Руф. 3:9);

3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (см. 2Цар. 5:13; 3Цар. 11:1–8). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями. В Быт. 16:1; Быт. 21:1; Быт. 29:30; Быт 30 и след. говорится о том, какие трудности возникали в Б., если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III.: 1) средний возраст вступавших в Б. израильтян составлял 18 лет (⇒ Юность, молодость, IV); по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша – 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в юж. странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собств. роду или племени (Быт. 24:1; Суд. 14:3). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Числ. 36:5–12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал Б. между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев. 18:7–17; Лев. 20:11; 2Цар. 16:21). Запрещались и Б. между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев. 18:9; ср. Быт. 20:12), а также Б. одного мужчины с двумя сестрами (Лев. 18:18). В ранний период израил. истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Быт. 41:45 – Иосиф; Исх. 2:21; Числ. 12– Моисей; ср. также Суд. 14:1; 2Цар. 11:3), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей. Позднее Б. с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (см. Втор. 7:1–4; Втор 20 и след.; Втор 21 и след.; 1Езд. 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар. 11:1–11), который под влиянием своих иноплем. жен отошел от веры в единого Бога;

2) особые установления действовали в отношении Б. СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев. 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;

3) у израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный Б.), цель которого – не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени» (Быт. 38:8; Втор. 25:5–10). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собств. невестке была запрещена (Лев. 18:16; Лев. 20:21).

IV. Поскольку в Б. учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значит. большей свободой, чем женщины. ⇒ Муж (II):

1) состоя в Б., муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обруч. с другим мужчиной женщиной (Исх. 20:17; Лев. 20:10). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Исх. 20в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Втор. 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоят. место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22 и след.). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев. 19:20–22). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22 и след.; Втор 22 и след.). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, напр., в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22 и след.). Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч. 2:16–19; Притч. 6:24–35; Притч. 7:5–27;

2) о привилегиях мужчины свидетельствует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определ. меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты напис. на свитке проклятия. Если жена была виновна в супруж. измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее. Мужчина подобному испытанию не подвергался (Числ. 5:11–31);

3) РАЗВОД также являлся исключит. прерогативой мужчины. В соответствии с Втор. 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное». Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Ис. 50:1), с которым женщина могла вернуться в родит. дом (Лев. 22:13) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор. 24:4). Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (⇒ Девица, дева) свадьбы (Втор. 22:13–19). Об участи вдов ⇒ Вдова.

V.: 1) уже пророки (см. Мал. 2:15) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Мал. 2:16: «Я ненавижу развод, говорит Господь», – так говорится в пер. М.Лютера и в ряде совр. пер.; евр. текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; ср., однако, расторжение Б. с иноплем. женами при Ездре и Неемии: 1Езд. 10:1; Неем 13 и след.). Они считали моногамный Б. единственно возможной в нравств. отношении формой брачного союза (см. Ис 54 и след.; Ос 2 и след.). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19 и след.; Мк. 10:2–12). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины. Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака, и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5 и след.). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию. Единств. исключением, дающим право на развод, Он признает «вину прелюбодеяния» (Мф. 19:9). Об этом упоминается только в назв. стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин. 8:2–11; ср. Втор. 22:24);

2) для Павла Б. также означает обязательство безусловной верности (1Кор 7 и след.). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1Кор. 6:9.11; 1Фес. 4:3; Евр. 13:4). В частн., Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1Кор 7 и след.). Здесь вновь возникает тема отказа от Б. во имя Царства Божиего (ср. 1Кор 7:32 и след.). В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и след. Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (см. Лк. 14:20; также ⇒ Тело, IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения Б. невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1Кор 7 и след.). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1Кор 7 и след.); если неверующий расторгает Б., то христианин не связан обязательством сохранять узы Б.. Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (ср. Лк. 14:26; Еф 5 и след.; Кол 3 и след.). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф. 5:21), причем это особенно относится к женам. С другой стороны, перед Богом исчезают все человеч. различия (ср. 1Кор 11 и след.; Гал. 3:28; Кол. 3:11).

Это стирание различий между теми, кто «во Христе» (см. Кол 3 и след.; Гал 3 и след.), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практич. жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол. 3:10). ⇒ Женщина (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление «муж одной жены» (1Тим. 3:2.12; Тит. 1:6); к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа» (1Тим. 5:9). Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1Кор. 6:9).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие Б. как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (ср. Ис 54 и след.; Ис. 62:5; Иер 2 и след.; Иер. 3:1; Ос 2 и след.), что, в свою очередь, не может не иметь знаменат. значения для человеч. Б.: в Еф. 5Б. как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение – раз и навсегда. Так «Б.» применит. к отношениям между Богом и Его народом – а обручение в этом смысле можно приравнять к Б. (Ос. 2:20) – олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеч. неверности.

Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соотв., отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (ср. Иер 3:6 и след.; Иер 5 и след.; Иер 13 и след.; Иез. 16:1; Ос.2 и след. и др.). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном» (см. Мф. 12:39; Мк. 8:38; Откр. 2:22). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраж. в Откр. 19:7; Откр. 21:2; Откр. 22:17 и др., изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования. ⇒ Любовь.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle