Девица, дева
I. Незамужняя девушка. Согласно закону, совративший Д. должен был жениться на ней (Исх. 22:16.17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Втор. 22:28.29). Обрученная Д., уличенная в прелюбодеянии, наказывалась смертью; если же Д., подвергшись насилию, не могла позвать на помощь, то она считалась невиновной. Ложное свидетельство о том, что девушка, вступающая в брак, не девственница, строго наказывалось; если же обвинение подтверждалось, то Д. побивали камнями. Первосвященнику предписывалось жениться только на девственнице (Лев 21 и след.). В Иез. 44 это предписание распространяется на всех священников, которым, однако, разрешалось жениться также на вдовах священников.
II. В евр. языке существуют два слова, обознач. девушку. Слово бетула указывает прежде всего на ее девственность (Быт. 24:16; Суд. 11:38; 2Цар. 13:2; 3Цар. 1:2), в то время как слово алма обозначает Д., достигшую половой зрелости и готовую к замужеству (Быт. 24:43; Исх. 2:8; Пс. 67:26; Притч. 30:19; Песн. 1:2; Песн. 6:8; ср. также Мф. 25:1). Тот факт, что в Ис. 7 стоит слово алма (в Синод. пер. – Дева), не дает основания толковать его иначе как «девственница», тем более, что смысл предсказания вполне раскрылся при его исполнении, которое надежно засвидетельствовано (Мф. 1:23; Лк. 1:27).
III. Часто слово «дева» употреблялось у евреев в отношении городов и народов: Сион и Израиль (Плач. 2:13; Иер. 18:13; Иер. 31:4.21), Сидон (Ис. 23:12), Вавилон (Ис. 47:1) и Египет (Иер. 46:11). В ВЗ используются такие метафоры, как «девствующая дочь» (4Цар. 19:21), «посрамленная» (Ис. 23:12), или «падшая» дева (Ам. 5:2). Этот образ включает также женщин, изображ. в Иез. 16:1; Иез. 23:1, и блудниц из Откр. 17:1.
IV. В 1Кор. 7:25–38 Павел, рассуждая о браке, говорит и о девах. Выходя за рамки ВЗ, видевшего смысл жизни женщины исключит. в замужестве, он указывает коринфянам на возможность отказа от брака ради служения Господу (1Кор. 7:32.34; ср. Деян. 21:9). Напротив, в Откр. 14 говорится, скорее, не о земном безбрачии, а о чистоте от идолослужения и идолопоклонства (ср. Откр. 2:14), которые уже в ВЗ сравнивались с блудом и прелюбодеянием (Иер. 13:27). Точно так же и Павел хочет представить Христу Церковь чистой девой (2Кор. 11:2).