Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Вдова

I. В. и ⇒ сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (Исх. 22:21; Втор. 24:17; Втор. 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (Втор. 16:11.14), их долю в десятине каждого третьего года (Втор. 14:29; Втор. 26:12), отдает им несобр. остатки урожая (Втор. 24:19–21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (Исх. 22:22; Втор. 10:18). Господь – Отец сирот и судья В. (Пс. 67:6; Пс. 145:9; Притч. 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (Ис. 1:17; Иер. 7:6; Иер. 22:3; Зах. 7:10; ср. Иез. 22:7; Мал. 3:5). В. носили особую одежду (Быт. 38:14.19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (⇒ Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (Лев. 22:13).

Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (Лев. 21:14; Иез. 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (Руф. 1:16), Pуфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (Лк. 2:36). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (Числ. 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, которая, вероятно, рано овдовела (3Цар. 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруии, имя же их отца в Библии не названо (2Цар. 2:18.32). Хирам был сыном некоей израил. В., которая вышла замуж за тирянина (3Цар. 7:13). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (3Цар. 17:8; Лк. 4:25).

II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (Лк. 18:1–8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (Мк. 12:41–44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (Мк. 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (Лк. 7:11–17). В древней Церкви В. оказались особой группой (Деян. 9:39.41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или ⇒ служителей (IV) (Деян. 6:1). Забота о В. и сиротах – это «чистое и непорочное благочестие пред Богом» (Иак. 1:27).

Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (1Кор. 7:39). По-видимому, это его пожелание превратили в догму (1Тим. 5:11–13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, которые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке. В., у которых есть родственники, также должны найти свое место в семье (1Тим. 5:4.8.16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу, а не ищущие благ для себя, должны находиться на довольствии церкви. Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в котором она исполняла все обязанности в семье, должна быть не моложе 60 лет. О деятельности В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (Тит. 2:3–5).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle