Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Светильник

Светильник [евр. лаппид; греч. лампас].

I. Под С. в Библии часто подразумевается факел в традиционном его понимании, т.е. связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой. Такой С. служил для освещения вне помещений (Ин. 18:3). Во время войн, особенно при осадах, с помощью факела поджигали лагеря и города противника (см. Суд. 15:4). Воины Гедеона прятали горящие факелы в глиняных кувшинах, чтобы свет не выдал их присутствия (Суд. 7:16.20). В качестве С. (Иер. 25:10; Мф. 25:1) в древности использовались неглубокие чаши, суженные в одном или нескольких местах для того, чтобы фитиль (жгут) лучше держался. С., упоминающиеся в притче о десяти девах (Мф. 25:1–13), вероятно, были небольшими сосудами, куда наливалось масло и опускались промасленные жгуты. «Поправить светильник» (Мф. 25:7) означало очистить жгут от нагара, чтобы он горел ровным пламенем.

На протяжении столетий форма С. постоянно менялась, пока наконец он не превратился в закрытый резервуар с розеткой для фитиля и с отверстием для заправки маслом. Форма керамич. С. позволяет определить возраст того или иного культурного слоя курганов (теллей). С. часто устанавливался на специальной подставке. Если С. выносили из дома, то обычно брали с собой специальный сосуд с маслом для его дозаправки (Мф. 25:4).

II. С. [евр. менора] в ВЗ метафорич. названы Бог и Его Слово (2Цар. 22:29; Пс. 118:105), а также царь Израиля (2Цар. 21:17). С. также может символизировать жизнь (Иов. 21:17; Притч. 13:9), особенно жизнь к.-л. рода, ч.-л. потомства (3Цар. 11:36; 4Цар. 8:19; Пс. 131:17).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle