Любовь, любить
I. В греч. тексте НЗ понятие «любовь» передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее физич. влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео («любить») и производное от него сущ. филеа («любовь») означают сердечную привязанность, чувство нежности и т.п. (Лк. 7:38.45; Лк. 15:20; Лк. 22:47; Деян. 20:37). Эти слова употребляются, когда речь идет о Л. Бога Отца к Иисусу (Ин. 5:20), а также – о Л. между родителями и детьми (Мф. 10:37). В Ин. 21:15–17 слово филеа подразумевает Л. Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено слову агапао;
2) малоупотребит. в мирском языке сущ. агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ истинную Л. в широком смысле этого слова: Л. Бога к людям (Ин. 3:16) и проистекающую из нее Л. людей друг к другу (Мф. 22:39), а также Л. к врагам (Мф. 5:44), Л. мужчины к женщине (Еф. 5:25,28,33), но вместе с тем и эгоистич. Л., способную направить человека на неверный путь (Лк. 11:43; 2Тим. 4:10; 2Петр. 2:15; 1Ин. 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ. При переводе на совр. языки бывает трудно передать эти оттенки (ср. Ос. 3:1). В евр. тексте ВЗ для выражения таких понятий, как «любовь», «жалость», «сочувствие», «благоволение», «страсть» и др. (тесно связанных с понятием «любовь»), используются восемь евр. слов. Большая часть этих слов обозначает как Божью Л., так и человеч., в т.ч. и Л. между мужчиной и женщиной.
II. 1) в ВЗ прежде всего говорится о человеч. Л.: а) о Л. мужчины и женщины, напр. Иакова и Рахили (Быт. 29:20); б) о мужской дружбе, напр. ⇒ Давида и Ионафана (1Цар. 18:3; 2Цар. 1:26); в) о родительской Л. (Притч. 13:24; ср. Евр. 12:5–11); г) заповедь Л. к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Лев. 19:18), но распространяется и на ⇒ пришельцев, и даже на врага (⇒ Вражда, враг) (Притч 25 и след.);
2) ВЗ многократно говорит и о Л. человека к Богу. Взгляд человека, в первую очередь, должен быть обращен к Богу: «И люби Господа, Бога твоего» (Втор. 6:5). Из этой заповеди вырастает Л. к Богу, подобная той, что, согл. Писанию, была у Соломона (3Цар. 3:3). Такая Л. находит свое выражение в радостном душевном излиянии: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» (Пс. 17:2). Эта Л. относится также к «обители дома Божия» (Пс. 25:8) и к Закону Божьему (Пс. 118:97,113 и др.), поэтому часто встречаются выражения: «любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его» (Исх. 20:6; Втор. 5:10; Втор. 7:9; Неем. 1:5), «любить Господа и служить Ему» (Втор. 10:12; Втор. 11:13; Ис. 56:6), «любить Бога и ходить путями Его» (Втор. 11:22; Втор. 19:9; Нав. 22:5), «любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10);
3) человеч. Л., в том числе и Л. к Богу, берет свое начало в Божьей Л. к нам. Он избрал народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Втор. 7:6–8; Ос. 11:1). Л. постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Ос. 3:1; Ос. 11:7–9): «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал. 1:2). Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Втор. 5:10), Он дарует им великий мир (Пс. 118:165) и хранит их (Пс. 144:20). Л. Бога порождает в человеке Л. к другому человеку, к ближнему и пришельцу (Лев. 19:18,34);
4) человеч. Л. может оказаться суетной, если ее объектом явл. материальные ценности (Екк. 5:9) или, что еще хуже, зло (Мих. 3:2). Такая Л. подлежит Божьему суду, который, однако, есть не что иное, как проявление Божьей Л. Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Ис. 54:5–8). Бог через Иеремию возвещает Своему народу, терпящему бедствие: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). В НЗ Божья Л. торжествует над человеч. неверностью благодаря спасит. подвигу Иисуса Христа.
III. О Божьей Л. к людям и о Л., вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центр. здесь является перенесенная из ВЗ заповедь Л. к Богу и Л. к ближнему (Мф. 22:36–39). «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», т.е. в них полностью выражена воля Божья в отношении людей;
2) вся человеч. Л. основана на искупит. и спасит. действии Божьей Л. в Иисусе Христе (Ин. 3:16). Л. Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала жертвы – смерти Его Сына, которая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь. Следовательно: а) движущей силой этой Л. является воля Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4); б) благодаря Л. Отца к Сыну (Мк. 12:6; Ин. 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Ин. 3:35); в) Божья Л. к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с Л. относится к ним: Он любит богатого юношу (Мк. 10:21), Лазаря (Ин. 11:3,36) и его сестер, грешников (Мф 9:9 и след.; Лк. 15:2) и «Своих, сущих в мире» (Ин. 13:1); г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою Л. к грешным людям. Он возлюбил каждого человека задолго до того, как человек смог осознать это (Рим. 5:6–8,10; Гал. 2:20); д) цель исполненного Л. служения Иисуса – искупление человечества от рабства зла (Мк. 10:45). В Нем действует Л. Божья, которая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Рим. 5:8–11; Еф. 2:4–6); е) каждый человек должен возлюбить Иисуса. Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Ин. 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью Л. во Христе, оставались верны ей и т.о. преображались под ее воздействием:
а) об этом свидетельствует притча о грешнице (Лк. 7:36–50). Очевидно, перед описанным событием Иисус проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников. Кто осознает глубину собственных прегрешений и силу Л. Божьей, тот способен «много возлюбить». Но человек, изначально мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать Л. Господа и поэтому не проникается Л. к ближнему. Преображающее воздействие Л. Божьей показано на примере Закхея (Лк. 19:8) и Петра (Лк. 5:8). Путь Петра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22 и след.; Ин 21 и след.), позволяет познать Л. Бога, Который «верен» даже тогда, когда мы неверны Ему (2Тим. 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту;
б) верующим надлежит постоянно пребывать в Л. к Богу и ближним (Ин 15 и след.): от этого зависит наше познание Христа (2Петр 1 и след.; 1Ин 4 и след.). Не любящий брата своего «не есть от Бога» (1Ин. 3:10), а любящий «перешел из смерти в жизнь». «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин 4 и след.);
в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Откр. 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу Эфесской церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Л. Бога предшествует Л. человеч.: Он прежде возлюбил людей (1Ин. 4:19) и разбудил в них истинную Л.;
4) Л. Христова, проистекающая от Отца, «объемлет» (см. 2Кор. 5:14) ⇒ учеников и последователей Христа так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа:
а) благодаря Христовой Л. ученики стали «друзьями» Иисуса [греч. филой (Ин. 15:9–15), «любимые», «доверенные» ]; Он открыл им Божий путь и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди;
б) в своем служении ученики Христа руководствуются Л. (2Кор. 5:14–21), которая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (1Кор. 13:1–3). Эта Л. долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Мф. 20:23; Мк. 10:39; Ин 21 и след.; Еф. 5:2; 1Ин. 3:16). Примечат., что самые глубокие высказывания о Л. мы находим именно у Иоанна, «ученика, которого любил Иисус» (Ин. 13 и проч.);
в) Л., которая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13 и след.), становится отличит. признаком учеников Христа (Деян. 2:47; Деян. 5:13). Служение друг другу должно совершаться в Л. (Мк 10:43 и след.), и эта Л. должна постоянно возрастать (Флп. 1:9; 2Фес. 1:3). К этой мысли апостолы вновь и вновь возвращаются в своих посланиях (Флп. 2:2; Кол. 3:14; 1Петр. 1:22; 1Петр. 2:17; 1Петр. 4:8; 1Ин. 4:7; Евр. 10:24; Евр. 13:1). Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см. 1Кор. 8:1; Гал. 5:13). Не следует, однако, забывать, что Л. не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Мф. 18:17; Ин. 2:15; 1Кор. 5:11.13);
г) благодаря христ. Л. происходит и внутр. обновление всего обществ. устройства: изменяются отношения между мужем и женой (Еф. 5:21–33; Кол 3 и след.; 1Петр. 3:1.7; ⇒ Тело, IV), отношения между родителями и детьми (Еф. 6:1–4; Кол 3 и след.), отношения между господами и рабами и т.д. (Еф. 6:5–9; Кол. 3– Кол. 4:1; 1Петр. 2:18–21). (⇒ Послание к Филимону); д) выражение глубочайшей связи с Господом – это исполнение заповедей о Л. к Богу и своему брату; любящий пребывает в Л. Божьей. По Л. к Нему Бог узнаёт христианина (1Кор. 8 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); тем, кто любит Бога, «все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Вера христианина «действует любовью» (Гал. 5:6); верующий осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12 и след.; Откр. 3:19). Сила Л. превосходит даже силу смерти, ибо Л. «никогда не перестает» (1Кор. 13:8–13). Л. является частью грядущего мира, нового мироздания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас стать его частью;
5) однако наряду со спасит. Л. Божьей и Л. к Богу существует и губительная Л., уводящая от Бога. Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен ⇒ свет, спасит. Божье деяние в Иисусе (Ин. 3:19). Возлюбив человеч. славу более, чем славу Божью, высокопостав. евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Ин. 12:42.43). Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и Господа (2Тим. 4:10). Поскольку человеч. сердце склонно к губительной Л., то Иисус и апостолы призывают сделать решит. выбор: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Мф. 6:24). Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Мф. 10:37; Лк. 14:26). Свящ. Писание, приводя слова Христа: «Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», учит любить Его больше собств. жизни (Мф. 10:39; Мф. 16:25; Ин. 12:25).