Послание к Филимону
Послание к Филимону, самое краткое из сохранившихся посланий ап. Павла. Оно написано, вероятно, в Риме одноврем. с посланиями к ефесянам и к колоссянам (ср. Флм. 1– Кол. 1:1; Флм. 1– Кол. 4:9). Раб Онисим, сбежавший от Филимона, состоят. члена Колосской церкви, встретил в Риме Павла и благодаря ему пришел к вере. Павел охотно оставил бы его при себе в качестве помощника (Кол. 4:13), но не захотел нарушать действующий Закон. Онисим мог получить свободу только в силу добровольного согласия своего господина, а не по приказу апостола. Отказ от владения рабом мог произойти только как акт веры со стороны человека, увидевшего в рабе не свою собственность, а брата по вере. Пребывание в рабстве не препятствует человеку стать христианином. Но может ли христианин продолжать считать рабом человека, которого освободил Иисус Христос? Чтобы подчеркнуть это, Павел приравнивает Онисима к себе: «Прими его, как мое сердце», – пишет он Филимону (Кол. 4:12). Он хотел бы видеть этих двух людей равными (Кол. 4:13). Филимон должен понять, что сам он, будучи господином, на самом деле не кто иной, как раб Христа (ср. 1Кор. 7:20–22), значит, он и Онисим – братья. Но нарушение закона со стороны раба не может быть оправдано волей Божьей; только слово господина может сделать раба свободным в правовом отношении. В изменившихся обстоятельствах Павел преступает рамки установлений ВЗ, согласно которым беглого раба нельзя выдавать (Втор. 23:16). Это послание позволяет по-новому взглянуть на отношения господина и раба, начальника и подчиненного: как один, так и другой несут ответственность перед истинным Хозяином – Господом. Неверность и протест одной стороны повлияет на приговор суда Божьего так же, как и отсутствие заботы о ближнем и братской любви к нему – другой.