Послание к Филиппийцам
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) в самом начале П.к Ф. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп. 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп. 1:7, 12–14; Флп. 2:19–25) и выражено его отношение к адресату (Флп. 1:12; Флп. 4:10–20). Все это столь однозначно указывает на авторство Павла, что оно никогда и никем не оспаривалось. Вместе с Павлом отправителем послания назван Тимофей. Это не единственный случай, когда апостол писал послания вместе со своими ближайшими сотрудниками (1Кор. 1:1; Гал. 1:1; 1Фес. 1:1);
2) АДРЕСАТ послания – церковь в Филиппах, македонском городе, где селились в основном рим. ветераны. Лежащий в глубине материка, он, в отличие от порт. городов, не имел непосредств. контактов с др. городами и странами. В связи с этим следует заметить, что связь с миром хотя и облегчала миссионерскую деятельность (⇒ Фессалоника), но одноврем. способствовала проникновению опасных влияний, которые порождали непостоянство в убеждениях (⇒ Коринф). Филиппийская же церковь жила интенсивной внутр. жизнью и благодаря поддержке Павла принимала активное участие в его миссионерском служении (Флп. 4:15). Созданию здесь церкви способствовали благоприятные обстоят-ва. Павел, призванный Богом из Малой Азии в Македонию, начал свою деятельность в Филиппах. Здесь женщина по имени ⇒ Лидия, вместе с домочадцами слышавшая благовествование Павла и его спутников, уверовала. Крестившись, она приняла благовестников в свой дом. После того как Павел изгнал духа из служанки-прорицательницы, которая своим «ремеслом» приносила хозяевам большой доход, те схватили Павла и Силу и отвели «к начальникам», обвинив в том, что эти двое «возмущали» город. Павла и Силу избили и бросили в темницу, однако Бог освободил их оттуда посредством землетрясения. Увидев это чудо, тюремщик уверовал в Бога (Деян. 16). Так в Филиппах увидели, что Бог поддерживает верно служащих Ему и дарует им победу;
3) ВРЕМЯ И МЕСТО написания П.к Ф. точно установить невозможно. В качестве места заключения Павла, где он написал это послание, исследователи называют три города: Эфес, Кесарию и Рим Упоминание ⇒ претории (Флп. 1:13) и «святых ... из кесарева дома» (Флп. 4:22), очевидно, говорит в пользу Рима, но претории существовали и в малых столицах; а) существует целый ряд косвенных указаний на то, что в конце своего трехлетнего пребывания в Эфесе (начало 55 г. по Р.Х.) Павел оказался в заключении (⇒ Акила ⇒ Послания к коринфянам, I,4). То обстоятельство, что сообщения об этом отсутствуют в Книге Деяний, не является достаточным основанием для того, чтобы опровергнуть данную версию; ведь Деяния умалчивают и об обстоятельствах, при которых Павел попал в, казалось бы, безнадежное, смертельно опасное положение, о чем писал он сам (2Кор. 1:8). В пользу Эфеса как места написания П.к Ф. говорит и то обстоятельство, что его геогр. положение позволяло поддерживать относит. прочные связи с Филиппами, и это облегчало задачу приезда сюда посыльных (см. Флп. 2:25–30). На раннее время написания П.кФ. указывает и борьба с иуд. приверженностью к Закону, происходившая внутри церкви (Флп. 3:1–6), однако этот довод не убедителен; б) о Кесарии известно, что в этом городе Павел, даже находясь в заточении, смог защитить и утвердить Евангелие в ходе публичного разбират-ва его дела (Деян. 24– Деян. 26:1; ср. Флп. 1:7), но никакие частные подробности, имеющиеся в П.кФ., не указывают на время, когда Павел находился в Кесарии (между 56 и 58 гг. по Р.Х.); в) согл. наиб. древнему преданию, Павел написал П.кФ. во время своего первого заключения в Риме; на это указывает то обстоятельство, что апостол, предвидя благоприятный исход дела, строит планы нового путешествия (Флп. 1:25–27; Флп. 2:23). Именно поэтому П.кФ. вместе с другими посланиями, написанными в заточении (послания к ефесянам, колоссянам и Филимону), датируют началом 60-х гг. по Р.Х. Зрелость суждений и емкость послания также соответствуют этому более позднему сроку;
4) очевидно, причиной написания П.кФ. явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему Филиппийской церковью пожертвование, хотя основная его цель – попечение о душах филиппийцев и укрепление их в вере. Апостол ищет не даяния, а «плода, умножающегося в пользу верующих» (Флп. 4:17).
II. СОДЕРЖАНИЕ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие святым в Филиппах (Флп. 1:1.2).
I. Повод к написанию послания (Флп. 1:3–11):
1. Благодарность за благовествование (Флп. 1:3–6).
2. Связь апостола с адресатами и просьба об их духовном возрастании (Флп. 1:7–11).
II. Положение, в котором находится апостол, и его оценка (Флп. 1:12–30):
1. Узы Павла способствуют успеху благовествования (Флп. 1:12–14).
2. О проповеди притворной и искренней (Флп. 1:15–20).
3. Тоска по Господу и необходимость дальнейшего служения (Флп. 1:21–26).
4. Общность апостолов и Церкви в страданиях, переносимых ради Христа (Флп. 1:27–30).
III. Следование за Христом в церк. жизни (Флп. 2– Флп. 4:20):
1. Единодушие в жизни и умонастроениях (Флп. 2:1–4).
2. Пример Христа (Флп. 2:5–11).
3. Жизнь веры как Божье действие (Флп. 2:12.13).
4. Указания относит. следования за Христом (Флп. 2:14–18).
5. Усердные сотрудники (Флп. 2:19–30).
6. Христ. жизнь между прошлым и обетованным (Флп. 3:1–21).
7. Образ новой жизни (Флп. 4:1–9).
8. Зачаток настоящего плода (Флп. 4:10–20).
Приветствия и благословения (Флп. 4:21–23).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Филиппийцы живут в общении друг с другом, следуя Евангелию, т.е. познание Благой Вести и жизнь в соотв. с ней стали смыслом их жизни. Церковь и все ее члены увлечены мощным, пульсирующим потоком жизни (Флп. 2:1), основа которого – «общение духа» как соединенность с Богом. Это проявляется как в духовной помощи, оказываемой через увещевание и утешение, так и в явленной через любовь и милосердие помощи в житейских трудностях. Церковь, кроме того, объединена общим делом распространения Евангелия. Она заботится о находящемся в заточении апостоле, направляя к нему своего посланца с пожертвованиями (Флп. 4:10–16.18), и доказывает тем самым свою верность ему. И все же церковь еще не достигла совершенства, хотя ее соучастие в деле благовествования создает уверенность в том, что Бог приведет ее к цели (Флп. 1:5). Эта цель предполагает полную преданность человека Богу, с тем чтобы Он мог беспрепятственно производить в верующих «и хотение и действие» по Своему благоволению (Флп. 2:13). Поэтому находящийся в заточении апостол не утратил присущего ему мужества и даже в таком положении свидетвует о Христе (Флп. 1:12–14).
Некоторые полагают, что Павел обречен на бездеятельность. Он же радуется тому, что проповедуеют Христа. И в темнице Павел осознает себя защищенным заступничеством Церкви и содействием Св. Духа по воле Бога. Он убежден, что ни в чем не будет «посрамлен», ибо для него «жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:19–21; ср. Флп. 3 и Гал. 2:20).
Подобно Павлу, и нам надлежит заботиться об исполнении на земле данного Богом поручения (Флп. 1:22–26). Вероятно, т.наз. «Гимн Христу» (Флп. 2:5–11) во времена Павла звучал в церквах при богослужениях как исповедание веры. Этот гимн на примере жизни Иисуса показывает, как необходимо жить каждому, кто хочет реально исполнять на земле волю Божью. Поэтому Павел призывает к тому, чтобы верующие подражали Иисусу, ибо апостол знает о даре Св. Духа, через которого Бог действует в верующих (Флп. 2:12; Флп. 4:7). Жизнь в подражании Христу требует от учеников преданности, смирения, самоотречения и послушания вплоть до смерти; но именно тогда, когда по человеч. меркам все кажется потерянным, Бог силен возвысить падшего, равно как и унизить того, кто кичится своей победой. Осознавая это, апостол радуется даже тому, что он сам может «соделаться жертвой» (Флп. 2:17). Считая свои прошлые достижения «тщетою» (Флп. 3:7), он призывает церковь вопреки всем препятствиям направить взгляд на Господа и служить Богу духом. Постоянно возрастая, достичь образа Христа – вот та цель, к которой стремится Павел (Флп. 3:12). Возможности и пути к этому он указывает в Флп. 2:12–18. Только помня об этой цели, можно понять жизнь и деяния апостола. Та преданность делу, которой отличалось его служение, должна наполнять жизнь каждого христианина. К этому призывает П.кФ.