Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Послания к коринфянам

I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ

Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1Кор. 1:1; 2Кор. 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (Деян. 18:1–17; Деян. 20:1–5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин:

1) Павел пришел в ⇒ Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у ⇒ Акилы и Прискиллы (Деян. 18:1–3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он «побуждаем был духом» проповедовать Христа (Деян. 18:5; 2Кор. 1:19). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), дом которого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян. 18:5–8), но явно небезопасную для него деятельность (ср. Деян. 18:9). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу ⇒ Галлиону, но не добились успеха (Деян. 18:11–17). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь некоторое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена ⇒ Аполлосом (Деян. 18:27; Деян. 19:1);

2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. – лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в котором призывал их к нравств. чистоте (1Кор. 5:9). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1Кор. 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1Кор. 16:17). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, которые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) (1Кор. 1:11). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя «Христовой», т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода (1Кор. 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде (1Кор. 6:1–8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1Кор. 11:17) и отрицание воскресения из мертвых (1Кор. 15:12). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;

3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1Кор. 4:17; 1Кор. 16:10). Находясь в Эфесе (1Кор. 16:8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в котором еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится ⇒ Аполлос, который пока еще не намерен возвращаться в Коринф (1Кор. 16:12). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1Кор. 5:13), призывает к единству (1Кор. 1:10.12) и к любви (1Кор. 13:1; 1Кор. 16:14). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1Кор. 16:8), возможно, в 54 или 55 г. по Р.Х.;

4) в 2Кор. 2:1; 2Кор. 12:14; 2Кор. 13:1, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях. Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола. Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2Кор. 10:1.10; ср. также 1Кор. 4:3–5). Павел ответил на это т.наз. «слезным посланием» (2Кор. 2:4; 2Кор. 7:8,12), которое также не сохранилось. Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2Кор. 102Кор. 13:1. Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, который, вероятно, и передал «слезное послание», говорится как об уже свершившемся факте (2Кор. 12:18). Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян. 19:23), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср. Рим. 16:3; 2Кор. 1:8–10). После освобождения он покинул город (летом 55 г. по Р.Х.) и отправился через Троаду в Македонию (Деян. 20:1; ср. 1Кор. 16:5–8). Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, который сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2Кор. 7:6–16);

5) радуясь вновь обретен-ному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе П.кК.). Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2Кор. 2:6–8). Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2Кор. 8, 2Кор. 9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2Кор. 8:16–24). Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2Кор. 10, 2Кор. 11, 2Кор. 12, 2Кор. 13). Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием. То обстоятельство, что Второе П.кК. одноврем. адресовано всем святым по всей Ахаии (2Кор. 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения;

6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян. 20:2.3; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1Кор. 16:6), где он и написал ⇒ Послание к Римлянам (см. Рим. 16:23).

II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из которого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1Кор. 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1Кор. 1:11). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель которого – восстановить и укрепить церковь на общей основе – на Иисусе Христе.

1) КОМПОЗИЦИЯ

Обращение, приветствие и благодарение (1Кор. 1:1–9).

I. Обеспечение единства Церкви (1Кор. 11Кор. 8:13):

А. Единство (1Кор. 11Кор. 2:16):

1. Единый Христос (1Кор. 1:10–17).

2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1Кор. 1:18–25).

3. Единое правило Божьего призвания и избрания (1Кор. 1:26–31).

4. Единый критерий проповеди (1Кор. 2:1–5).

5. Единая возможность понимания Божьего откровения (1Кор. 2:6–16).

Б. Угроза единству (1Кор. 31Кор. 4:21):

1. Ситуация в Коринфе (1Кор. 3:1–4).

2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (1Кор. 3:5–15).

3. Опасность человеч. мудрствования (1Кор. 3:16–23).

4. Опасность присвоения прав Бога (1Кор. 4:1–5).

5. Предупреждение опасностей через смирение (1Кор. 4:6–13).

6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести (1Кор. 4:14–21).

В. Угроза со стороны мира (1Кор. 51Кор. 8:13):

1. Блудодеяние (1Кор. 5:1–5).

2. Церковь должна очиститься от греха (1Кор. 5:6–13).

3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами (1Кор. 6:1–11).

4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа (1Кор. 6:12–20).

5. Отношения между полами и нерушимость брака (1Кор. 7:1–40).

6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах (1Кор. 8:1–13).

II. Порядок в Церкви (1Кор. 91Кор. 15:58):

А. Внешний порядок (1Кор. 91Кор. 11:34):

1. Апостол и Церковь (1Кор. 9:1–23):

а) права апостола (1Кор. 9:1–14);

б) отказ от этих прав (1Кор. 9:15–23).

2. Устремленность к цели – важнейшая предпосылка церк. порядка (1Кор. 91Кор. 10:13):

а) сосредоточенность на цели (1Кор. 9:24–27);

б) предостережение от неправедных путей отцов (1Кор. 10:1–13).

3. О еде и питье (1Кор. 10:14–33):

а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (1Кор. 10:14–22);

б) свобода не должна вредить совести ближнего (1Кор. 10:23–33).

4. Собрания верующих в церкви (1Кор. 11:1–34):

а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании (1Кор. 11:1–15);

б) вечеря любви и Вечеря Господня (1Кор. 11:16–34).

Б. Дары Духа (1Кор. 121Кор. 14:40):

1. Единство в многообразии даров (1Кор. 12:1–11):

а) корень единства (1Кор. 12:1–6);

б) разнообразие в проявлениях дарований (1Кор. 12:7–11).

2. Необходимость многообразия даров (1Кор. 12:12–31):

а) Церковь как Тело Христово (1Кор. 12:12–26);

б) различное предназначение членов Тела (1Кор. 12:27–31).

3. Любовь как основа всех даров (1Кор. 13:1–13):

а) благочестие и любовь (1Кор. 13:1–3);

б) признаки истинной любви (1Кор. 13:4–7);

в) начальное и совершенное (1Кор. 13:8–13).

4. Взаимодействие дарований (1Кор. 14:1–40):

а) дар пророчества и говорения на иных языках (1Кор. 14:1–14);

б) надлежащее использование дарований (1Кор. 14:15–40).

В. Основополагающая надежда церкви (1Кор. 15:1–58):

1. Основное содержание Евангелия (1Кор. 15:1–19):

а) истинность воскресения Христа (1Кор. 15:1–11);

б) значение воскресения мертвых (1Кор. 15:12–19).

2. Благая весть (1Кор. 15:20–34):

а) преодоление смерти (1Кор. 15:20–28);

б) следствие веры в воскресение (1Кор. 15:29–34).

3. Преобразование через смерть (1Кор. 15:35–58):

а) новое тело (1Кор. 15:35–50);

б) преображение (1Кор. 15:51–58).

Заключит. часть послания (1Кор. 16:1–24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.

2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя «духовную» свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину «единым телом», чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего ⇒ Тела (VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.к К. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на котором только и может быть все установлено (1Кор. 3:11).

Этим основанием является жертв. смерть Христа (1Кор. 1:13). Именно это свидетельствуется в слове о кресте (1Кор. 1:18), принятие которого делает человека членом Тела Христова, оправдывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (1Кор. 1:30). Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1Кор. 1:19; 1Кор. 2), превращает церковь в Божий Храм, в котором живет Его Дух (1Кор. 3:16–23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы. С одной стороны, в некоторых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом. Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1Кор. 7:1) и о разрешенных яствах (1Кор. 8:1; 1Кор. 10:14.23); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1Кор. 6:13–20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1Кор. 10:14–22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1Кор. 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1Кор. 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1Кор. 11:3; 1Кор. 14:34; ⇒ Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1Кор. 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1Кор. 15) (1Кор. 9:24–27).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Это послание, темой которого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам. Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон. В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором П.кК. Павел говорит как служитель Христа, которому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами.

1) КОМПОЗИЦИЯ

Обращение и приветствие (2Кор. 1:1).

I. Общность в утешении (2Кор. 12Кор. 2:11):

1. Бог – утешитель во всякой скорби (2Кор. 1:3–5).

2. Общность в страдании, заступничестве и славе (2Кор. 1:6–14).

3. Верность данному слову (2Кор. 1:15–22).

4. Горькие обличения как путь к радости (2Кор. 1:232Кор. 2:4).

5. Прощение восстанавливает общность (2Кор. 2:5–11).

II. Праведное служение Христу (2Кор. 22Кор. 6:10):

А. Характеристика служения (2Кор. 22Кор. 4:18):

1. Предназначение благовестника (2Кор. 2:12–17).

2. Снаряжение посланника (2Кор. 3:1–6).

3. Озаряющая сила служения (2Кор. 32Кор. 4:6).

4. Притеснения в служении (2Кор. 4:7–18).

Б. Цель служения и его основа (2Кор. 52Кор. 6:10):

1. Сила надежды (2Кор. 5:1–10).

2. Сила страха Господня (2Кор. 5:11–16).

3. Божьи деяния во Христе (2Кор. 5:17–21).

4. Божьи деяния в соработниках Христа (2Кор. 6:1–10).

III. Жизненные устои церкви (2Кор. 62Кор. 9:15):

А. Основополагающая заповедь: отделение от мира (2Кор. 6:11–18).

Б. Воздействие слов апостола (2Кор. 7:1–16):

1. Раскаяние (2Кор. 7:1–9).

2. Послушание (2Кор. 7:10–16).

В. Подтверждение общности святых (2Кор. 82Кор. 9:15):

1. Достойная подражания помощь бедствующим (2Кор. 8:1–7).

2. Призыв к истинной любви (2Кор. 8:8–15).

3. Надлежащее распоряжение приношениями (2Кор. 8:16–24).

4. Усердие во вспоможении (2Кор. 9:1–5).

5. Действие общности верующих (2Кор. 9:6–15).

IV. Полномочия апостола (2Кор. 102Кор. 13:10):

А. Полномочия (2Кор. 102Кор. 11:6):

1. Упрек в хождении по плоти (2Кор. 10:1–6).

2. Полномочия от Господа (2Кор. 10:7–18).

3. Равенство прав всех апостолов (2Кор. 11:1–6).

Б. Использование полномочий (2Кор. 112Кор. 12:10):

1. Отказ от положенных прав (2Кор. 11:7–15).

2. Страдания ради Благой Вести (2Кор. 11:16–32).

3. Откровения (2Кор. 12:1–10).

В. Воздействие полномочий (2Кор. 122Кор. 13:10): исправление и очищение церкви.

Заключение: приветствия и благословения (2Кор. 13:11–13).

2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основополаг. тезисы Второго П.кК. заложены в его первой части. Бог, как утешитель во всякой скорби, превращает утешенных в утешителей, дабы они сами могли утешать «находящихся во всякой скорби» (2Кор. 1:4). В руке Господа человек становится Божьим орудием, и общение в Церкви Христовой дает ее членам утешение, ибо верующие сострадают друг другу (2Кор. 1:6) и молятся друг за друга (2Кор. 1:11). Заслугой верующего перед Христом будет его готовность прийти на помощь своему ближнему. В основе такой связи Павла с коринфянами лежит верность апостола однажды данному слову. Доверие к Богу основано на том, что во Христе Он исполнил все Свои обетования. Вторым признаком общения является уважение к братьям. Так, Павел из уважения к церк. общине откладывает свое посещение Коринфа. Третий признак – недопустимость осуждения: упавшему брату надо помочь подняться, постараться вернуть его на истинный путь. Четвертый – любовь и забота, которой был исполнен Павел, находясь в Троаде.

Служение утешения заповедано всем верующим, но не все пригодны для такого служения; эту тему Павел раскрывает на основании собств. опыта. Поскольку в церкви объединены верующие, обращенные из иудеев и из язычников, то вначале Павел противопоставляет служение НЗ служению ВЗ. Оба служения озарены славой, но в ВЗ эта слава преходяща (2Кор. 3:7.13), а в НЗ – вечна, ибо служитель НЗ полностью и навсегда преображается в образ Господа (2Кор. 1:18). Если сила слова захватывает служителя и позволяет ему испытать на себе Божью милость (2Кор. 4:1), то сила служения многообразно отражается в нем самом, очищая и преобразуя его жизнь, его сущность, его отношение к Слову Божьему и к людям (2Кор. 2). Встреча с Христом преображает служителя, позволяя ему нести свет миру (2Кор. 4:6). Служитель проходит особую школу страдания, которое должно преодолеваться верой.

Это испытал на себе Павел. Сила страдания становится благословляющей силой (2Кор. 4:10), которая действует в людях, уверенных в том, что им приготовлено жилище на небесах, и радующихся этому. Такие люди подчиняют свою жизнь одной цели – стремлению в небесную обитель. Уверенность в своем спасении не должна приводить к заносчивости; испытывая страх Господень, верующий помнит о грядущем Суде и воздаянии (2Кор. 5:10). Определяющим условием при вынесении приговора будет не то, как относились к нам люди, а то, как мы относились к ним. Поэтому Павел делает все, что в его силах, для церкви в Коринфе, за которую он должен будет держать ответ перед Богом. Так, люди, которым Христос дает слово примирения, преображаются, заботясь уже не о себе, а только о славе Божьей и о спасении людей. Полномочия Павла, которые не меньше, чем полномочия других апостолов, не что иное, как жизнь ради ближних, как отказ от прилежащих ему прав. Эти полномочия дают ему право наставлять и увещевать. Законность прав Павла подтверждается теми страданиями, которые ему пришлось претерпеть ради благовествования, а также тем, что Бог даровал ему в откровениях, как на это сдержанно намекает сам Павел.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle