Богослужение
СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Смысл и назначение любого Б. заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в Б., дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (Мф. 6:9.10), «к похвале славы Его» (Еф. 1:12). Поэтому ап. Павел говорит о «разумном (бого)служении» (логикен латрейан, Рим. 12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью. В Б. выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл Б. Но сознание христианина не может мириться с тем, что Б. иногда сводится исключит. к внешним формам. «Послушание лучше жертвы» (1Цар. 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относит. того, как совершать жертвоприношения, но заповедал: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Иер. 7:22.23). В сущности, Б. необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, т.к. Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и «не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:25).
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ
В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва «от первородных стада» (Быт. 4:4), благодарств. жертва (Быт. 8:20) и возлияние (Быт. 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Быт. 4:26; Быт. 12:8) и о приношении десятины (Быт. 14:20; Быт. 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Быт. 4:3.5–7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Быт. 22:1–18).
БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА
1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвоприношения (Числ. 28:3–8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в ⇒ субботу, в день новолуния, в великие ежегодные праздники (Числ. 28– Числ. 29:39), в ⇒ субботний (Лев. 25:1–7) и ⇒ юбилейный годы. Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, ⇒ скиния или ⇒ храм с находящимся в нем ⇒ ковчегом завета. Здесь совершали службу ⇒ священники и ⇒ левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (⇒ Церковь, собрание, община, I,2) (Втор. 16:16; ср. 1Цар. 1:3–5; Лк. 2:41.42);
2) началом ветхозаветного Б. стало обнародование Моисеем Закона (Исх. 24:7.8; Исх. 25:1.2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Б. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Втор. 1:3). После него это делали Иисус Навин (Нав. 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2Пар. 17:7–9) и Иосии (4Цар. 23:2), а также Ездра (Неем. 8:1–8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Б. не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Иер. 2:1.2; Иер. 7:1.2) и чтение пророч. речей в храме (Иер. 36:1–10);
3) в центре Б. находилась ⇒ ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исх. 30:7.8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Числ. 28:1; Числ. 29:1). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9 и след.; Числ. 6:22–27). Жертвы приносились царями (3Цар. 3:4), народом (2Пар. 15:11) или отдельными людьми (Лев 1–5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор. 12:27) и жертвы за грех (Лев. 4:11.12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в которой участвовали принесшие жертву (1Цар. 9:13.19.22–24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх. 12:3–13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев. 7:15–18; Втор. 12:5–7.11.12.27), десятин (Втор. 14:22–27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор. 15:19.20);
4) радость Б. находила свое выражение в ⇒ ТАНЦЕ (Пс. 86 – в Синод. пер. – «играющие»; Пс. 149 – в Синод. пер. – «с ликами»; Пс. 150 – в Синод. пер. – «с ликами») и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1Пар. 16:42; 2Пар. 5:12.13; Пс. 80:3.4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида «Славьте Господа» (1Пар. 16:7–36; 2Пар. 20:21; ср. Неем. 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс. 4:1; Пс. 9:1; Пс. 21:1; Пс. 38:1; Пс. 52:1; ср. также, напр., Авв. 3:19). Левитские певцы и музыканты могли «провещавать» (1Пар. 25:1; ср. 2Пар. 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс. 45:1; Пс. 49:1; Пс. 87 и др.), а также исполнять их в храме;
5) за искл. славословия левитов, ⇒ МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3Цар. 8:22–53) или молитвы Иосафата (2Пар. 20:5–12) и Езекии (2Пар. 30:18–20). ⇒ ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев. 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах. 7:3–5; Зах. 8:19);
6) величие храма и Б. (Пс. 25:6–8; Пс. 26:4; Пс. 64:5; Пс. 83:2–5.11), радость по поводу «восхождения» народа перед своим Богом (Пс. 121:1–4) неоднократно воспеваются в псалмах. «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6; ср. 1Пар. 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41 и след.; Пс 42 и след.; Пс 62 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс. 73:3–7).
СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В позднем иудаизме появилась новая форма Б. – синагогальное (⇒ Синагога), восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Сир. 50:1–23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. Лк. 4:15–27) и общей молитве, участвовать в которой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.
НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (Лк 2 и след.), так и в синагоге (Мк. 1:21.22; Ин. 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (Мк. 7:14–16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (Мф. 16:21; Мф. 17:22.23; Мф. 20:17–19; Мк. 4:34; Мк. 7:17–23; Ин. 13– Ин. 16:33). Он резко выступал против показной молитвы (Мф. 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу; Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве (Мф. 11:25.26; Ин. 17). Иисус принял ⇒ крещение (Мф. 3:13–17) и заповедал креститься Своей Церкви (Мф. 28:18–20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1Кор. 11:23–26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, которые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;
2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Деян. 2:46; Деян. 3:1; Деян. 5:42), «пребывали в притворе Соломона», и никто из посторонних не решался присоединиться к ним. Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Деян. 21:26; Деян. 24:17.18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Деян. 2:44; Деян 6 и след.), совершали в домах ⇒ Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Деян. 2:42.46) и вместе молились (Деян. 4:31; Деян. 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Деян. 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Деян. 10:45.48). Крестить мог один благовестник или апостол (Деян. 8:36–38; Деян. 16:33). Наряду с ежедневными собраниями (см. Деян. 17:11; Деян. 19:9) первый день недели, день воскресения Иисуса (Мк. 16:9), позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди (Деян. 20:7.11) и сбора пожертвований (1Кор. 16:2);
3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких «поклонников», которые будут поклоняться Ему в ⇒ Духе и ⇒ истине (Ин. 4:23.24). Б. в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, «а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17). Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1Кор. 14:33). Б. должно проходить благочинно, т.к. «духи пророческие (⇒ Пророк) послушны пророкам». Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в «говорении языками», в истолковании сказанного, а также в ⇒ пророчествах. Если же во время ч.-л. пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому. Павел разделяет молитвы, которые могут быть соединены с ⇒ постом и ⇒ возложением рук (Деян. 13:2.3), на «молитвы умом» (т.е. сказанные понятными словами) и на «молитвы духом» (глоссолалии; 1Кор 14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в Еф. 5:14; 1Тим. 3:16), с одной стороны, и «духовными песнопениями» (одай пнеуматикай; Еф. 5:19; Кол. 3:16) – с другой; под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на «иных языках». ⇒ Учение и наставление, составляющие главную часть Б., должны быть основаны на Свящ. Писании (Деян. 17:2; Деян. 18:28; Рим. 15:4; 2Тим. 3:16) и на словах Иисуса Христа (1Тим. 6:3); к чтению Писания (1Тим. 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деян. 15:30.31) и апостольских посланий (Кол. 4:16; 1Фес. 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1Тим. 2:12; но ср. Тит. 2:3–5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1Кор. 11:5). Повеление женщине молчать (1Кор. 14:34.35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время
БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ
Б. на земле – это отображение Б. на небесах (⇒ Небо, небеса). Ветхозаветное жертвоприношение служило «образу и тени небесного» (Евр. 8:5). Христос «со Своею Кровию однажды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11.12.24). Ангелы – «суть служебные духи» (лейтургика пнеумата; Евр. 1:14); серафимы славят Бога (Ис. 6:2–4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Откр. 4:8–11; Откр. 5:8–14; Откр. 7:9–12; Откр. 11:15–19; Откр. 14:1–3; Откр. 15:2–4).