Бодрствовать, просыпаться
I. Бодрствование – состояние, противоположное сну, а также несение стражи (Пс. 126:1). ⇒ Стражи, сторожить, бодрствовать.
II.: 1) благочестивый человек в ВЗ с благодарностью осознает, что просыпается по утрам в присутствии Бога (Пс. 3:6), под охраной Которого он провел ночь (ср. Пс. 126:1), и, пробудившись, желает «насыщаться образом Его» (Пс. 16:15);
2) в метафорич. значении глагол «просыпаться» употребляется, когда речь идет о том, что Господь призывает человека пробудиться и вновь обратиться к Нему после суда (Ис. 51:17) или предать себя Его суду, очнувшись от духовного пьянства и плена греха (Иоил. 1:5). С др. стороны, просьба к Богу о помощи нередко начинается призывом: «Подвигнись, пробудись!» (Пс. 34:23; Пс. 43:24; Пс. 58:5; ср. Иов. 8:6);
3) в Дан. 12"пробудиться» означает «воскреснуть из мертвых». Однако из смерти человек не может пробудиться сам по себе (Иов. 14:12).
III. В НЗ часто встречается призыв к бодрствованию (Мк. 13:33.37; 1Кор. 16:13; Откр. 3:2) как основному состоянию христианина, готовящегося ко Второму пришествию своего Господа. Молитва и прошение (Еф. 6:18; Кол. 4:2) помогают ему как чаду дня и ⇒ света, не имеющему ничего общего с ⇒ тьмой, сохраняя трезвость (1Фес. 5:6), поддерживать эту готовность. Христос говорит о таком поведении в притчах о верном рабе (Мф. 24:42–47), который бодрствует, следя, чтобы вор «не подкопал дома» хозяина, а также о пяти мудрых девах (Мф. 25:1–13), которые оказались готовыми принять жениха. Они были подобны той любящей деве (Песн. 5:2), сердце которой и во сне бодрствует в ожидании прихода жениха. Но до тех пор пока Второе пришествие Иисуса еще не наступило, есть опасность утомиться духовно, уснуть и т.о. стать жертвой искушения со стороны дьявола (Мк. 14:38; 1Петр. 5:8).
Такая опасность угрожает не только отдельным верующим, но и целым церквам (Откр. 3:1–3), которых в их омертвелом состоянии достигает призыв Господа проснуться и укреплять других, близких к смерти. В течение столетий всегда существовали периоды, когда Господь устрашающе отчетливо разъяснял «христианам», как глубоко они погрязли в грехе и безбожии, так что их дела пред Богом не могут считаться совершенными (там же). Только полная преданность Христу, покаяние и исповедание грехов, новое восприятие Слова Божьего и безоговорочное послушание (Еф 5 и след.; Откр. 3:3) выводят из подобного состояния; а для того, кто не «пробудится» от духовного сна, остается только суд (Откр. 3:3). Поэтому вновь и вновь раздается призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). ⇒ Сон.