Сон
I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Быт. 28:11). Часто спали на подстилке, которую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразумевается именно такая подстилка (Мф. 9:6; Ин. 5:9). У богатых были настоящие ⇒ кровати с тонкими матрасами, которые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Суд. 4:18, в Синод. пер. – «ковер»), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1Цар. 19:13), которую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Исх. 22:26.27; Втор. 24:12.13).
II. 1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Екк. 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Пс. 3:6; Пс. 4:9; Притч. 3:24). Господь – страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Пс. 120:3). Забота (Екк. 5:11) или томление (Быт. 31:40) похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Притч. 6:9–11; Притч. 20:13; Притч. 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (Мф. 26:36–46; Лк. 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (Мк. 13:36; Рим. 13:11; Еф. 5:14; 1Фес. 5:6). ⇒ Бодрствовать, просыпаться;
2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Быт. 28:12–16; Иов. 4:13–17; Иов. 33:15–18; Иер. 31:26; Мф. 1:20–24; ⇒ Сновидение ⇒ Видение). кроме того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Быт. 2:21), при откровении Аврааму (Быт. 15:12), а также в истории с Саулом, которого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1Цар. 26:12).
III. О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Ис. 29:10–14; Рим. 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (Мф. 13:15; Деян. 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Пс. 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Иер. 51:39.57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Пс. 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.