Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Пост, поститься

Пост, поститься [евр. цум, «затягивать (внутренности)»; греч. нестеуо], добровольное воздержание от пищи и время этого воздержания.

I. ПОСТ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

ВЗ часто говорит о П., соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употребляется. В день искупления народ должен был «смирять свои души» (Лев. 16:29–31; Лев. 23:27; ср. Деян. 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи. П. мог соблюдаться, напр., после того, как постящийся давал обет (Числ. 30:14). Особое значение имели П. Моисея на горе в присутствии Бога (Исх. 34:28), а также сорокадневный П. Илии, после того как его накормил ангел Господень (3Цар. 19:8). В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды (Ион. 3:5–8; Деян. 23:12); вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни П. (Суд. 20:26; 1Цар. 7:6; Иер. 36:6). Евреи из Книги Есфирь (Есф. 4:16) и ап. Павел (Деян. 9:9) соблюдали такой П. в течение трех дней. О более продолжительных сроках столь строгого П. в Библии не упоминается. Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных П. разрешалось. Давид ничего не ел семь дней (2Цар. 12:16–21); об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, «а по прошествии их, напоследок взалкал» (Мф. 4:2; Лк. 4:2). Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан. 10:3), что в глазах Бога было свидетельством смирения (Дан. 10:12). Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк. 2:37), которая «постом и молитвою служила Богу день и ночь». В 1Цар. 31упоминается о семидневном П., но о том, как он совершался, ничего не говорится. Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении: он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3Цар. 21:27; Неем. 9:1; ср. Иов. 2:12). П. соблюдался по разным ПРИЧИНАМ:

а) после смерти близких людей (1Цар. 31:13; 2Цар. 1:12); б) перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости (2Цар. 12:16.21–23; Есф. 4:3.16 и др.); в) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1Цар. 7:6; 3Цар. 21:27; 1Езд. 10:6; Неем. 9:1; Ион. 3:7) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх. 34:28; Втор. 9:9.18). П. соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан. 10:3.12).

II. ПОСТ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА

1) в послепленный период П. иудеев во многом утратил свой внутр. смысл, а вместе с ним – и значение. Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно: девятый день четвертого месяца (таммуз), в который халдеями был взят Иерусалим (Иер. 52:6), десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (Иер. 52:12), один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер. 41:1) и десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима (Иер. 52:4). После возвращения из плена эти П. продолжали соблюдаться (Зах. 7:3.5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни праздничными (Зах. 8:19). Пророки тщетно пытались противостоять превращению П. в показное, рассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис. 58:5; Зах. 7:5);

2) в новозаветное время подобным образом соблюдали П. прежде всего фарисеи. Они постились два раза в неделю, т.е. намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк. 18:12; ср. Мф. 9:14), – в четверг, в день, когда Моисей взошел на Синай, и в понедельник, когда он спустился с горы. Иисус порицал людей, соблюдавших П., «чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16).

III. ИИСУС ХРИСТОС И СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА

1) Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф. 4:2). Он осуждал П. лицемеров (Мф. 6:16–18) и указывал, каким должен быть истинный П. – соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у которых, пока они вместе, нет повода для П. Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29, причем слова о П. отсутствуют во многих древних списках);

2) в НЗ сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились. Так, ап. Павел постился после своего обращения (Деян. 9:9) и позднее (2Кор. 6:5). Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян. 13:2), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян. 14:23);

3) НЗ предоставляет верующим полную свободу в отношении П. По прошествии столетий люди начали относиться к П. все более уважительно, и в средние века он стал обязат. в определ. дни года. Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени П. в библ. его понимании был предан забвению.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle