Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Храм

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В Библии Х. [лат. templum, «помещение, посвящ. божеству» ] – это святилище Господа в ⇒ Иерусалиме. Еврейское слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Ис. 6:1; Мал. 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон («святилище»; Мф. 4:5; Мф. 21:12; Мк. 14:49) или наос («храм»; Лк. 1:9). Иногда о нем говорится как о «святом храме» (Авв. 2:20), многокр. – как о «доме Господнем» (3Цар. 8:10) или как о «доме Божием» (2Пар. 5:14).

II. ХРАМ СОЛОМОНА

1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа (2Пар. 3:1) или Сион (Пс. 64:2; Пс. 134:21), на том месте, которое было указано Давиду Господом (2Цар. 24:18). Это место – плоская часть возвышенности, назв. в Иер. 21"скалой равнины», – единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф – «возвышенное святилище». Совр. размеры площадки – 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит «святая скала» – скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе;

2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу (2Цар. 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (1Пар. 281Пар. 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (1Пар. 28:3.6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (3Цар. 5:1; 3Цар. 7:13). Строит. лес доставлялся по морю (3Цар. 5:9); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3Цар. 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:38). Освящение Х. в 7-м месяце (3Цар. 8:2), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении ⇒ скинии (Исх. 40:34), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (3Цар. 8:10);

3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР: а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (⇒ Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (3Цар. 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (3Цар. 6:3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (3Цар. 6:5.6). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (3Цар. 6:8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (⇒ Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (3Цар. 6:10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (3Цар. 6:4). Крыша была плоской, «обшитой кедровыми досками» (3Цар. 6:9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (3Цар. 6:7), а внутри обшивались кедровыми досками (3Цар. 6:15); пол был настлан из кипарисовых досок (3Цар. 6:15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (3Цар. 6:16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка которой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (3Цар. 6:33.34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (3Цар. 6:16), в которой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2Пар. 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями ⇒ херувимов, пальм и цветов, драг. камнями (3Цар. 6:29; 2Пар. 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3Цар. 6:21.30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей;

б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (3Цар. 6:36; 3Цар. 7:12). Внутр., или «верхний», двор (Иер. 36:10) был предназначен для священников (2Пар. 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа;

в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (2Пар. 4:1; ⇒ Жертвенник всесожжения), возможно, жертвенник скинии (см. 1Пар. 21:29; 3Цар. 8:4), литое из меди ⇒ «море» (3Цар. 7:23–26) и десять передвижных подстав с умывальницами (3Цар. 6:27–39; ⇒ Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (3Цар. 6:15–22; ⇒ Воаз, 2 ⇒ Иахин, 4);

г) в Святом помещался ⇒ жертвенник курения, называемый также «золотым жертвенником» (3Цар. 7:48); десять золотых семисвечных светильников – по пять на каждой продольной стороне (3Цар. 7:49); десять столов для хлебов предложения – по пять на каждой стороне (2Пар. 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (3Цар. 7:48);

д) в Святом Святых находился ⇒ ковчег завета, над которым возвышались два позолоченых ⇒ херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (3Цар. 6:23–28; 2Пар. 3:10–13).

III. ИСТОРИЯ ХРАМА

Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (3Цар. 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (3Цар. 12:26–29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (3Цар. 14:26; 4Цар. 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (4Цар. 12:18; 4Цар. 16:8; 4Цар. 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (4Цар. 16:14.17; 4Цар. 21:7; 2Пар. 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (4Цар. 12:1; 4Цар. 22:3–7; 2Пар. 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Иер. 7:4). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен ⇒ халдеями (Вавилоном) (4Цар. 25:8.9). ⇒ Скиния (IV).

IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (1Езд. 1:2–4), и вернувшиеся вместе с ⇒ Зоровавелем израильтяне начали строит. работы (1Езд. 3:7). Прежде всего был восстановлен жертвенник (1Езд. 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (1Езд. 4). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. (1Езд. 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (1Езд. 6:3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета – знамения присутствия Господа – в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн ⇒ Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (1Мак. 1:20,44,54; 2Мак. 6:2.5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1Мак. 4:36–61). С тех пор праздник обновления Х. (Ин. 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми.

V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО

Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в «стене плача»). С зап. стороны находились главные входные ворота, через которые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также «двором язычников», – большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился «портик Соломона» (⇒ Притвор Соломонов) (Ин. 10:23; Деян. 3:11; Деян. 5:12), на юж. – «царский портик»; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (Лк. 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис.

Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Деян. 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (Деян. 21:35.40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деян. 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из которых выходили на север, четыре – на юг и одни на восток. Эти последние, «Красные ворота», были самыми великолепными (Деян. 3:2.10 – в Синод. пер. – «двери»). Через них можно было пройти во «двор женщин». Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во «двор израильтян», куда женщинам доступа не было. Возможно, на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (Лк. 2:25–38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от «двора священников», где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (Лк. 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, которая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (Мф. 27:51).

В 70 г. по Р.Х., всего через несколько лет после завершения строительства, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р.Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима.

VI. ХРАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЕРУСАЛИМА

Кроме Иерусалимского, в разное время было построено еще три Х. для поклонения Господу:

1) Х. ⇒ самарян на горе Гаризим. Точных сведений о его создании не сохранилось; он был разрушен во времена Маккавеев;

2) из текста папируса с о-ва Элефантины на Ниле стало известно, что здесь, еще до завоевания Египта персами (в 525 г. до Р.Х.), в иуд. воен. колонии существовал Х., который был разрушен в 410 г. до Р.Х. и, вероятно, позднее не восстанавливался. Проходившие там богослужения имели некоторые отклонения от порядка, принятого в Иерусалимском храме;

3) в Леонтополе (Нижний Египет) также был иуд. Х. По преданию, его построил в 170 г. до Р.Х. по образцу Иерусалимского Х. бежавший из Иерусалима первосвященник Ония; в 73 г. по Р.Х. римляне положили конец этому последнему месту иуд. богослужений.

VII. ХРАМ ИЕЗЕКИИЛЯ

После разрушения Соломонова Х. ⇒ Иезекиилю в 573 г. до Р.Х. было видение о новом Х., в который вернется слава Божья (Иез. 43:1–7), покинувшая прежний Х. (Иез. 10:19; Иез. 11:23). У комментаторов Библии возникают сомнения, можно ли видеть исполнение этого обетования в Х., построенном евреями после плена. Чаще всего это видение Иезекииля относят к многочисл. пророчествам о восстановлении Израиля, которые ждут своего свершения в конце времен.

VIII. ХРАМ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В новозаветные времена на место ветхозаветного Х. (ср. Деян. 7:48–50) приходит ⇒ Церковь, Тело Христово (Ин. 2:19–21), живой и святой Х. Господень (Еф. 2:19–22; 1Петр. 2:5). ⇒ Строительство, строить ⇒ Скиния (VI) ⇒ Идол, идолослужение (III).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle