Меры длины, площади, объема и веса
В Лев. 19 и Втор. 25:13–16 говорится о том, что израильтяне должны блюсти «верные» весы, гири, сосуды для измерения жидкостей и т.д. Поскольку «деньги» (слитки драг. металлов, употреблявшиеся при расчетах) в ту эпоху взвешивались (ср. Быт. 23:16), то мог иметь место обман при купле и продаже, что и порицается в Ам. 8:5. Подобное же осуждение «уменьшенной меры и неверных весов» содержится и в Притч. 11:1; Притч. 20:10.23; Мих. 6:10–13.
I. МЕРЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ
1) МЕРЫ ДЛИНЫ. Общепринятой единицей измерения длины был ЛОКОТЬ (см., напр., Быт. 6:15; Исх. 25:10; Числ. 35:4; 3Цар. 6:2; 4Цар. 14:13; Ин. 21:8). Надпись, найденная в Силоамском туннеле, определяет длину туннеля в 1200 локтей (525 м). Отсюда следует, что один локоть составлял 525 0,4375 м, т.е. около 45 см. Локоть делился на ПЯДИ – ок. 22,5 см (Исх. 28:16; 1Цар. 17:4; Ис. 40:12; Иез. 43:13; Мф. 6:27; в последнем случае в Синод. пер. – «локоть»), ЛАДОНИ – ок. 7,5 см (Исх. 25:25; 3Цар. 7:26; Пс. 39:6) и ПАЛЬЦЫ – ок. 1,9 см (Иер. 52:21). Т.о., соотношения были след.:
1 локоть 2 пяди 6 ладоней 24 пальца;
1 пядь 3 ладони 12 пальцев;
1 ладонь 4 пальца.
Наряду с приведенной существовала и ДРУГАЯ МЕРА ЛОКТЯ, которая была на 1 ладонь длиннее обычной и, след., равнялась прим. 52,5 см (Иез. 40:5); 6 таких локтей составляли ТРОСТЬ (3,15 м), упоминание о которой есть только в Книге пр. Иезекииля при описании размеров храма и земельных наделов (Иез. 40:5; Иез. 42:16–20). В НЗ эту единицу измерения, возможно, имеет в виду Иоанн (Откр. 21:15.16). Во 2Пар. 3говорится об измерении в локтях «по прежней мере», вероятно, и здесь имеется в виду более длинный локоть. Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад., применявшейся и за пределами Месопотамии. В Вавилонии и Египте, помимо обычного, был известен «царский» локоть (его размеры неизвестны). Егип. меры длины соответствовали др.-евр., в то время как вавил. локоть составлял от 49,5 до 55 см. В Деян. 27:28 в качестве меры длины, применявшейся мореходами, упоминается САЖЕНЬ, составлявшая ок. 1,8 м;
2) ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ. Гораздо менее определенны встречающиеся в Библии меры пройденного пути: «шаг» (2Цар. 6:13); «вержение камня» (т.е. расстояние, которое пролетает брошенный камень, Лк. 22:41); «выстрел из лука» (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой, Быт. 21:16); «день пути» (Быт. 30:36; Быт. 31:23; Исх. 3 и др.; Лк. 2:44; имеется в виду прим. 7–8 часов пешего хода). Возможно, что все эти обороты речи, а также и выражение «некоторое расстояние» [евр. киврат-эрец, «мера земли», Быт. 35:16; Быт. 48:7; 4Цар. 5:19) обозначают вполне определ., но неизвестные нам расстояния. Греч. СТАДИЙ (СТАДИЯ) – мера пути, названная в честь стадиона в Олимпии и равная 600 футам ок. 185 м (Лк. 24:13; Ин. 6:19; Ин. 11:18; Откр. 14:20; Откр. 21:16). Только в Мф. 5встречается греч. слово МИЛИОН, восходящее к рим. миллиариум – МИЛЯ [от лат. милле, «тысяча»; в Синод. пер. «ПОПРИЩЕ» ] и означающее единицу измерения пути 1,478 км. СУББОТНИЙ ПУТЬ (Деян. 1:12) является расстоянием, которое, согл. толкованию иуд. книжниками Исх. 16:29, было разрешено проходить в субботу. Субботний путь составлял 2000 локтей, т.е. около 1 км. Он был установлен на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне (Нав. 3:4), а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам (Числ. 35:5);
3) МЕРЫ ПЛОЩАДИ. Земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня, назывался ПОЛЕМ (1Цар. 14:14; Ис. 5:10; в последнем случае в Синод. пер. – «участок»). В др.-евр. оригинале 1Цар. 14употреблено слово МААНА – «борозда» (в Синод. пер. не передано), обозначавшее, возможно, меру площади; смысл слова здесь не вполне ясен. кроме того, размер площади определялся необходимым для ее засева объемом зерна. Употребленное в связи с этим в 3Цар. 18слово САТА [евр. сеа; арам. сата – «мера зерна» ] обозначало меру, содержавшую 1 мешок (или короб) зерна. В Лев. 27размер земельного участка определялся числом хомеров (мер) ячменя, необходимых для его засева.
II. МЕРЫ ОБЪЕМА
1) МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ. ХОМЕР [соответствует месопотамскому имер – «ослиный вьюк», иначе КОР] был наибольшей мерой сыпучих тел, содержавшей 10 еф (Иез. 45:11). Он упоминается в основном как мера зерна (Лев. 27:16; 3Цар. 5:11; 2Пар. 27:5; 1Езд. 7:22; Иез. 45:13; Ос. 3:2), иногда также как мера жидкости (при измерении количества елея – 3Цар. 5:11; Иез. 45:14). Половина хомера именовалась ЛЕТЕХ (только в Ос. 3:2; в Синод. пер. – «полхомера»). Наиб. употребит. мерой сыпучих тел была ЕФА (Суд. 6:19; Руф. 2 и др.), которая, по Иосифу Флавию, соответствовала прим. 36 л. В то же время существует и другое ее определение, принадлежащее А.Сэгру: егип. папирус 289 г. до Р.Х. содержит сведения, что объем муки мелкого помола в Палестине определялся мерой, соответств. егип. артаба 21,83 л. Эту палест. меру Сэгр отождествляет с ефой, которая в таком случае содержала ок. 22 л, а летех и хомер – соотв. 110 и 220 л. Археол. открытия в Лахише подтвердили соответствие объема БАТА (который, согл. Иез. 45:11, тождествен ефе) выводам Сэгра (см. ниже). Ефа содержала 3 САТЫ (см. выше, пункт I,3; Быт. 18:6; 1Цар. 25:18; 4Цар. 7:1; в двух последних местах в Синод. пер. – «мера»), каждая из которых, в свою очередь, равна ок. 7,3 л. Горсть как мера объема составляла прим. 0,25 КАБА, что сост. ок. 0,5 л (4Цар. 6:25). Наряду с этим применялась такая мера объема, как ГОМОР (Исх. 16:36), или ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ЕФЫ (Лев. 5:11; Числ. 5:15), часто называемая также «ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ» [евр. асирит, Числ. 15:4.6.9], содержащая ок. 2,2 л. Итак, основными мерами были:
1 хомер, или кор 10 ефам 30 сатам (сеа) 180 кабам;
1 ефа 3 сатам (сеа) 18 кабам;
1 сата (сеа) 6 кабам;
1 ефа 10 гоморам.
В Синод. пер. НЗ греч. слово модиос, соотв. лат. модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л), переведено как «сосуд» (Мф. 5:15; Мк. 4:21; Лк. 11:33). Словом «мера» иногда переводится др.-евр. ефа (Ам. 8:5; Мих. 6:10), а также сата (1Цар. 25:18; 4Цар. 7:1). В Откр. 6упоминается греч. мера зерна ХИНИКС, равная прим. 1,1 л;
2) МЕРЫ ЖИДКОСТЕЙ. Наиб. употребит. мерой жидкостей был БАТ (3Цар. 7:26; 2Пар. 2:10; 2Пар. 4:5; 1Езд. 7:22; Ис. 5:10; Лк. 16:6; в последнем случае в Синод. пер. – «мера»), который, как и ефа, содержит 0,1 хомера (Иез. 45:11.14). При раскопках в Лахише был найден разбитый сосуд с надписью: bt l-mlk [бат лемелех, «царский бат» ]. Такой сосуд вмещал ок. 22 л. Благодаря этой находке ученые смогли определить емкость бата в период перед вторжением Синаххериба (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х.: она составляла ок. 22 л. Этот вывод подтверждается тем, что, согл. заключению А.Сэгра, такую же вместимость имела ефа (см. выше). Бат содержал 6 ГИНОВ (Исх. 29:40; Исх. 30:24; Иез. 4:11; Иез. 45:24; Лев. 19:36), каждый из которых был равен, след., прим. 3,66 л. Гин, в свою очередь, вмещал 12 ЛОГОВ (Лев. 14:10–24), каждый по 11/36 л. Итак, существовали след. меры жидкостей:
1 хомер 10 батам 60 гинам 720 логам;
1 бат 6 гинам 72 логам;
1 гин 12 логам.
В Синод. пер., в Ин. 2:6, словом «мера» передано греч. метретес (букв. «измеряющий»). В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. В связи с этим они рассматривались как мерные объемы установленной емкости, поэтому само слово, обозначавшее «сосуд», почти исчезло из обихода. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин. 2каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.
III. МЕРЫ ВЕСА
Израильтяне использовали для взвешивания товара весовые чаши и гири, которые носили с собой в «кисе» – небольшой суме, кошельке (Втор. 25:13; Притч. 16:11; Мих. 6:11). Такие гири, как правило, каменные, были найдены при раскопках. На части из них оказались надписи с указанием их веса. Чаще всего в Свящ. Писании говорится о весе металла или ⇒ денег; кроме того, указан вес каждой из составных частей елея помазания (Исх. 30:23.24); дважды упоминается взвешивание волос (2Цар. 14:26; Иез. 5:1). Др.-евр. мерами веса были ТАЛАНТ [евр. кикар, «круг», «круглый кусок металла» ], МИНА [евр. мане, мана, «часть», «доля» ], СИКЛЬ [евр. шекель, «вес» ], БЕКА (евр. «отрубленная») и ГЕРА (евр. «зерно»). Согл. Исх. 30:13.14, каждый мужчина-израильтянин, «поступающий в исчисление» народа, должен был внести в качестве выкупа за свою душу 1/2 сикля серебра. Это составляет, при совокупной численности 603550 мужчин-израильтян, 301775 сиклей. В Исх. 38:25.26 общее количество серебра определено в 100 талантов и 1775 сиклей. Отсюда следует, что 1 талант равен 3000 сиклей (в противоположность вавил. таланту, который составляли 3600 вавил. сиклей). Из Иез. 45:12.13 следует (если при-держиваться версии текста Септуагинты: «Пять сиклей должны считаться пятью, а десять сиклей должны считаться десятью, а пятьдесят сиклей должны составлять одну мину»), что МИНА состояла из 50 сиклей. А это означает, что ТАЛАНТ должен был состоять из 3000:5060 мин. СИКЛЬ, в свою очередь, делился на полусикли, именуемые БЕКА (Быт. 24:22; Исх. 38:26; в Синод. пер. – «полсикля»). Это название (подтверждаемое также надписями, обнаруж. при археол. раскопках) происходит от др.-евр. глагола со значением «разрубать», что указывает на то, что кусок металла весом в сикль (ср. рус. «рубль») разрубали пополам. Минимальный вес – 1/20 сикля – именовался ГЕРА (Исх. 30:13; Иез. 45:12). Итак, существовали след. единицы веса:
1 талант 60 минам 3 000 сиклей 6 000 бек 60 000 гер;
1 мина 50 сиклям 100 бекам 1 000 герам;
1 сикль 2 бекам 20 герам;
1 бека 10 герам.
В ВЗ талант являлся единицей веса золота, серебра, меди, железа (1Пар. 29:7) и свинца [ Зах. 5:7; др.-евр. слово кикар – «талант», употребленное здесь, в Синод. пер. передано как «кусок» ]. В минах исчисляется вес золота (3Цар. 10:17) и серебра (1Езд. 2:69). Сикль упоминается при взвешивании золота, серебра и меди (Исх. 38:24–29), благовоний (Исх. 30:23–24) и волос (2Цар. 14:26). В НЗ талант являлся единицей веса драг. металлов, содержащихся в монетах (Мф. 18:24; Мф. 25:15; Откр. 16:21). Мина упоминается в Лк. 19:13. (⇒ Деньги, III,3). Греч. слово литра (Ин. 12:3; Ин. 19:39; в первом случае в Синод. пер. – «фунт») соответствует лат. либра: это рим. единица веса 327,45 г. Еще одна единица веса, составляющая, вероятно, 2/3 сикля, стала известна ученым после того, как при раскопках были найдены семь каменных гирь с др.-евр. надписью пим. Эти находки позволили истолковать место в 1Цар. 13:21, ранее непонятное, как «И была плата в 1 пим за сошники и заступы, и 1/3 сикля за топор или за починку рожна». кроме того, вес в четверть сикля упоминается в 1Цар. 9:8. Чтобы соотнести др.-евр. единицы веса с совр., следует исходить из веса сикля, само название которого (см. выше) определяет его как исходную единицу веса. Др.-евр. сикль неоднократно пытались отождествить с вавил. сиклем, вес которого равен 16,37 г. Однако находки древних весовых гирь в Палестине (которые, в свою очередь, довольно-таки значит. различаются между собой по весу) это не подтвердили. Различные наборы каменных гирек свидетельствуют о колебании в весе сикля: он мог равняться 11,17 г, 11,5 г и 12,2 г (Galling, Bibl. Reallexikon, Sp. 187–188). С этой оговоркой о различиях в весе сикля, для нас трудно объяснимых, попытаемся все же установить соответствия между др.-евр. и совр. мерами веса. Об этом дает приблизит. представление след. таблица:
1 талант: 33,510 кг – 36,600 кг;
1 мина: 558,5 г – 610 г;
1 сикль: 11,17 г – 12,2 г;
1 бека: 5,59 г – 6,1 г;
1 гера: 0,92 г – 1,01 г.