Строительство, строить, возводить, возделывать
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Глагол «возделывать» относится в первую очередь к работе крестьянина, который обрабатывает поле (Быт. 2:5; Быт. 3:23; Быт. 4:12; Притч. 12:11; Евр. 6:7) или виноградник (Втор. 28:39). В Быт. 2говорится о том, что Господь повелел людям возделывать и хранить сад Едема. Часто глаголы «строить» (созидать) и «сажать» (Иер. 1:10; Лк. 17:28), а также «возделывать» и «засевать» (Иез. 36:9) встречаются рядом. Сотворение Богом земли, производящей полевые злаки, называется «устроением» (Пс. 64:10). При сотворении людей Господь создал женщину из ребра мужчины (Быт. 2:22). «Строить» и «возводить» означает также сооружать каменные здания, жилые дома (Быт. 33:17; 3Цар. 2:36; Иов. 20:19), города (Быт. 4:17; 3Цар. 12:25; 3Цар. 16:24; Дан. 4:27) или гор. укрепления (2Цар. 5:9; 3Цар. 15:17; 2Пар. 11:5; Неем. 2:17), овчарни (Числ. 32:16) и гробницы (Мф. 23:29). Заново отстраиваются разоренные и лежащие в руинах города (Ис. 58:12; Ис. 61:4; Иез. 36:10). Строят жертвенники Господу (Быт. 12:7; Исх. 17:15), жертвенники и капища для идолослужения (3Цар. 11:7; Иер. 7:31; Иер. 19:5; Иез. 16:25), а также Иерусалимский храм (2Цар. 7:5.13; 3Цар. 6:1; 1Езд. 5:2.4; Зах. 1:16). В этом случае «строить», «устраивать» может означать «реставрировать» (2Пар. 24:27) и «перестраивать» (Ин. 2:20). С., совершавшееся людьми, часто было направлено против Бога (Быт. 11:4; Ос. 8:14), но «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Горе грозит тому, «кто строит дом беззаконием» (Иер. 22:13) и город «кровью и неправдою» (Мих. 3:10; Авв. 2:12). То, что по воле Своей разрушил Господь, людям бесполезно восстанавливать (Иов. 12:14; Иер. 45:4), даже если Израиль в гордыне говорит: «Кирпичи пали, построим из тесаного камня» (Ис. 9:10).
II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В переносном значении глагол «строить» применим к заботе Господа о Своем народе, который подобен винограду, «насаженному десницей Божиею» (Пс. 79:15; см. Ин. 15:1), а христ. община – это «Божья нива, Божье строение» (1Кор. 3:9). При этом пророки (Иер. 1:10) и руководители церк. общин являются «соработниками у Бога» (1Кор. 3:5–9). К общине обращено и воззвание апостола быть укорененными и утвержденными во Христе (Кол. 2:7). В переносном смысле Господь «созидает Сион» (Пс. 101:17), «устраивает» престол Давида (Пс. 88:5) и Израиль (Иер. 24:6). Но наиб. важным здесь является образ С. (устроения) дома. С одной стороны, это – метафорич. изображение благоденствия семей, которым Господь дарует потомство (Исх. 1:21; 1Цар. 2:35; 2Цар. 7:27), с другой – продолжения рода самими людьми (Втор. 25:9; Руф. 4:11). В НЗ образ храма переносится на христ. общину. Общины устроялись (в Синод. пер. часто – «назидались» – Деян. 9:31) и созидались (Мф. 16:18; Еф. 4:21) на основании, «которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11–14), «на святейшей вере» (Иуд. 1:20), «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа ⇒ краеугольным камнем» (Еф. 2:20; см. Еф. 4:11), они «устраивали из себя дом духовный» (1Петр. 2:5), «жилище Божие Духом» (Еф. 2:22). Церковь – это нерукотворный храм, который Господь собирался воздвигнуть за три дня (Мк. 14:58; Ин. 2:19–22). Павел старался «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20). В своих притчах Иисус использует образ С. дома или башни, желая показать, что значит быть Его учеником и последователем (Мф. 7:24–27; Лк. 6:47–49; Лк. 14:28–30). И наконец, в образе дома нерукотворного, жилища на небесах от Бога, олицетворяется воскресение из мертвых (2Кор. 5:1–3). ⇒ Дом, строительство дома ⇒ Храм ⇒ Город ⇒ Крепость.