Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Краеугольный камень

Краеугольный камень [евр. эвен пинна или рош пинна; греч. акрогониайос и кефалэ гониас]:

1) согл. Ис. 28:16, «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту. В переносном смысле К.К. означает вождя израил. народа (Зах. 10:4); в Ис. 28 К.К. служит образом Мессии, в Пс. 117 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис. 8:14);

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи: Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17; Деян. 4:11; Еф. 2:20; 1Петр. 2:7. Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, полож. в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся. Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно К.К., был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2 и след. указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание. Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование. Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle