Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Город

I. Слово «город» (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Чис 32:41), а также от неогороженных сел (Нав 15:32.; Неем 6:2) и одиночных жилищ, располож. на полях (Втор 28:3).

II. Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин (Быт 4:17) и Нимрод (Быт 10:8–12). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, – Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Рав-ва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева).

III. 1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Ис 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строительства Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Нав 11:13; Мф 5:14), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон, Капернаум, Самария, Сихем; ср. ⇒ Дорога). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время – крепостями, где могло укрыться население (ср. Неем 11:25; Иез 38:11);

2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строительством крепостей, часто довольно внушительных (Крепость). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а выс. – 5–10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;

3) гор. застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими. Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у которых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь ( ⇒ Торжище). Здесь осуществлялось правосудие (ср. Пс 117:19; Притч 22:22) и оглашались решения гор. властей. Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр., пекари (Иер 37:21) или златоделы. На определ. улицах концентрировались мелочные торговцы (3Цар 20:34; Неем 3:31). В тех Г., где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр., в Иерусалиме (4Цар 20:20; Ис 7 – Силоам) или водосборники (⇒ камень Меши). В эллинистич. и рим. периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор. строительство стало принимать огромные размеры. Властители занялись украшением своих Г.; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр., – Иерихон; ср. Лк 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (Иерусалим, Самария);

4) Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор. администрации. Управление Г. осуществляли его старейшины (1Цар 11:3). Не у всех Г. было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие Торжище). Во главе гор.управления, согл. Закону Моисея, стояли старейшины, судьи, чиновники и писцы (ср.Втор 16:18), которые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит. сооружений и дорог. О градоначальниках и начальниках гор. полуокругов сообщается в 3Цар 22:26; 4Цар 23:8; 2Пар 18:25; Неем 3:18. На гор. башнях несли вахту дозорные (2Цар 18:24; 4Цар 9:17.), в то время как «стражи» заботились о порядке в самом Г. (Пс 126:1; Песнь 3 и проч). В Иез 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов. Рим. города, как правило, управлялись преторами. или дуумвирами греч. стрйтегой. Преторам, как и рим. консулам, подчинялись ликторы, или «городские служители» (Деян 16:35,38). Греч. Фессалониками управлял гор. начальник, «политарх» (Деян 17:6,8, в Синод, пер. – «городские начальники»), Эфесом, городом с мировой известностью – блюститель порядка, «грамматеус» (Деян 19:35).

IV. Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: «города там большие и с укреплениями до небес» (Втор 1:28). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при котором население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое строительство в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (Принудительные работы) покоренное ханан. население (3Цар 9:15,20). Мощные укрепления Мицпы (Массифа) и других погран. городов свидетельствуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строительство дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры.

V: 1) название Г. нередко дает сведения о:

а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. «высота» – город, располож. на горе, холме; «авел» – луг, речная долина (2Цар 20:15), «эйн» (в Синод, пер. иноща – «ен») или «аин» – «источник» (Нав 15:34), «беер» (в Синод. пер. – «вир») – «колодец» (Нав 15:28),"Эмек» (в Синод, пер. – «емек») – «долина» (Нав 18:21);

б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия ­­ «дом смокв»; Махалев ­­ «тучность»; Вифсаида ­­ «дом рыбной ловли»; Вифлеем ­­ «дом хлеба»;

в) поклонении некоему божеству: Аште-роф-Карнаим ­­ «рога Астарты»; Беф-Дагон ­­ «дом Дагона»; Иерихон ­­ «лунный»;

г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь «кесаря» (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название «Себастия» также в честь – Августа;

2) Иерусалим как столица, т.е. главный город страны, неоднократно обозначен просто как «город» (Мф 21:17; Лк 19:41).

VI. См. отдельные статьи о важнейших городах, например ⇒ Вавилон, ⇒ Беф-Сан, ⇒ Дамаск, ⇒ Иерусалим, ⇒ Мегиддо, ⇒ Самария, ⇒ Сихем и проч., а также ⇒ Города-убежища, ⇒ Левиты, ⇒ Небесный Иерусалим.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle