Беф-Сан
Беф-Сан, город в уделе колена Манассии (Нав. 17:11), который израильтянам вначале не удалось завоевать (Суд. 1:27). К моменту смерти Саула Б.-С. принадлежал филистимлянам (1Цар. 31:10), но во времена Соломона он уже был израильским (3Цар. 4:12). Позже Б.-С. назывался Скифополем (2 Макк 12 и след.). Но маловероятно, что изменение названия города как-то связано с нападением скифов в VII в. до Р.Х., о котором сообщает Геродот. Греч. названия стали даваться евр. городам только столетия спустя. Называемый Скифополем, Б.-С. входил в состав Десятиградия (области десяти городов), где являлся единств. городом, располож. зап. Иордана. Город существовал вплоть до араб. времен, после чего пришел в упадок.
Название Б.-С. сохранилось в названии совр. Бейт-Шеана, в то время как древний город располагался на месте руин Телль-эль-Хесн. В результате проведенных на этом месте раскопок было получено множество новых сведений об истории города. Б.-С., бывший во времена правления гиксосов городом-государством, был завоеван Тутмосом III (1490–1436 гг. до Р.Х.) и находился под властью Египта с XV по XIII в. до Р.Х. На месте раскопок были найдены два храма, относящиеся ко времени Тутмоса, один из которых был посвящен местному божеству Мекалу (Ваалу Б.-С.); были обнаружены также стела Мекала с выбитым на ней текстом молитвы и великолепное рельефное изображение льва из храма Мекала (XIV в. до Р.Х.). На месте Б.-С. были найдены остатки оборонит. сооружений и башня, относящиеся ко времени правления Сети I (1304–1290 гг. до Р.Х.).
На стеле фараона упоминаются апиру («низшие», возможно, отсюда – евреи), и из надписи можно заключить, что недалеко от города у египтян произошло столкновение с ними. Рамсес II (1290–1224 гг. до Р.Х.) на месте старых храмов возвел новые, которые, как показывают результаты раскопок, действовали вплоть до образования Израильского царства. В одном из храмов стояла стела богини ⇒ Астарты, или Анат (Антит), о которой говорилось: «Антит, владычица небес и предводительница всех богов». Возможно, это был тот самый храм, в который, согл. 1Цар. 31:10, филистимляне положили оружие Саула. Второй храм, как утверждается в отчетах о раскопках, был «домом Дагона», в котором филистимляне «воткнули» отрубленную голову израил. царя (1Пар. 10:10). Добытые археологами данные свидетельствуют о могуществе филистимлян во времена Саула. В этом же археол. слое были обнаружены следы пожара, уничтожившего Б.-С. Вероятно, город был завоеван Давидом, т.к. во времена Соломона Б.-С. уже принадлежал Израилю (3Цар. 4:12).