Дорога
I. В ⇒ Палестине, располож. на пересечении множества путей, дороги имели особенно важное значение. Все главнейшие пути сообщения проходили с севера на юг, к ним добавлялись некоторые «поперечные» дороги, в напр. запад-восток:
1) за прибрежной дорогой, имеющей большое значение только сев. Акко, следовал главный сквозной путь из Месопотамии через Пальмиру, Дамаск, Хацор, Мегиддо и Газу в Египет. От Мегиддо в Беэр-Шеву проходила дорога по водоразделу западноиорданских гор через Сихем, Иерусалим, Хеврон и Кадес дальше в Египет (путь к Суру; Быт. 16:7). Дорога через долину Иордана имела меньшее значение. По восточноиорданскому плоскогорью проходили две дороги. Западная, царская, дорога (Числ. 20:17; Числ. 21:22; вела из Дамаска через Есевон, Дивон, Кир-Херес, Петру к заливу Акаба. Другая проходила по краю сирийско-аравийской пустыни, через Равву и Маон, далее в Аравию;
2) важнейшие «поперечные» пути сообщения проходили от Акко через Галилею к озеру Кинерет; от Акко через Изреельскую равнину и Бефсан далее на Васан; от Яффы (Иоппии) через Сихем к броду через Иордан при ⇒ Адаме (II) и далее на Галаад; от Яффы через Лод, затем либо через Вефиль, либо через Иерусалим в Иерихон и далее на Равву; от Аскелона через Геф и Хеврон в Енгедди и далее на юг – вдоль Мертвого моря до Аравы; от Газы через Беэр-Шеву и Акравимскую возвышенность на – Петру.
II. Состояние дорог, в основном, было плохим (ср. Ис 40 и след.; Ис. 57:14; Ис. 62:10; ⇒ Города-убежища, I,2). Укрепл. и мощеные дороги стали известны только с перс., но в большей мере с рим. периода. Рим дороги были снабжены придорожными камнями, указывавшими расстояние в милях; вдоль цар. дороги они сохранились в значит. количестве вплоть до наст. времени.
III. В городах (⇒ Город) дороги (гор. улицы и переулки) были узкими и грязными (ср. Пс. 17:43; Ис. 10:6; Зах. 9:3). Только в эллинистич. период, с увеличением площади городов, стали прокладывать прямые, широкие, обрамленные колоннадами дороги (⇒ Антиохия, II,4 ⇒ Самария, II,4). Люди, занимавшиеся одним и тем же ремеслом или торговлей (см. 3Цар. 20:34; ⇒ Самария, II,2), селились вместе на одной улице, которая получала соотв. название. Так, в Иерусалиме мы слышим об «улице хлебопеков» (Иер. 37:21) и о «белильничьем поле» (Ис. 7:3; Ис. 36:2).