Самария
Самария [греч. ф-ма евр. слова Шомром, «сторожевая крепость» ].
I. ГОРОД
1) столица израил. Северного царства, находилась прим. в 12 км сев.-зап. Сихема. Основана ⇒ Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купл. им у Семира (3Цар. 16:24). В ходе ⇒ раскопок (I; IV,4) был обнаружен культурный слой, относящийся к бронзовому веку; след., уже в то время на этом месте существовало поселение, возможно, это был Шамир, где жил судья Фола (Суд. 10:1);
2) С. стояла «на вершине тучной долины» (Ис. 28:1.4). Она представляла собой хорошо укрепл. крепость (3Цар. 20:1; 4Цар. 6:24; Ам. 6:1) и имела удобно располож. подъездные пути с севера, запада и юга (через Сихем). Город располагался вост. крепостного холма, на котором Амврий построил дворец, обнеся его простой однорядной стеной. Пруд в сев. части крепости (ср. 3Цар. 22:38), вероятно, также относится к временам Амврия. Царь Ахав построил на вершине горы широкую стену с казематами; небольшая пристройка с зап. стороны, вероятно, относится ко временам Иеровоама II. В складских постройках зап. дворца были обнаружены покрытые письменами керамич. черепки (остраки) с записями о поставках масла и вина, которые, видимо, предназначались для двора: «В 10 году. Для Самарии. Из Беэр-Ям (возможно, совр. Эль-Бира, в 12 км сев. Бет-Шеана).
Кувшинов старого (вина)
Рага, сын Елисея 2
Усса, сын Кбш 1
Элива (?) 1
Баала, сын Елисея 1
Иедай 1.
Эти черепки, вероятно, относятся ко времени Иеровоама II. В сев. части С., рядом с прудом, было найдено множество резных пластинок из слоновой кости, которыми, очевидно, украшали предметы обстановки; вероятно, здесь стоял принадлежавший Ахаву дом из слоновой кости (3Цар. 22:39; ср. Ам. 3:15; Ам. 6:4). Руин капища Ваала (3Цар. 16:32), сооруж. Ахавом, обнаружено не было – вероятно, вследствие его полного разрушения Ииуем (4Цар. 10:25–27). Не удалось пока обнаружить и цар. захоронения (3Цар. 16:28; 3Цар. 22:37; 4Цар. 13:9; ⇒ Гробница, I). Во времена Ахава крепость и город занимали площадь прим. в 7,5 га. У сирийцев в С. были торг. ряды и базары (3Цар. 20:34), что свидетельствует о большом значении С. как торг. города. В 3Цар. 22:26 упомянут «градоначальник».
3) как и предсказывали пророки (Ис. 28:1–4; Ам. 6), С., павшая в 722 г. до Р.Х. после трехлетней осады, оказалась под властью ассирийцев (⇒ Салманасар (3) ⇒ Саргон). Город был разрушен, его жители уведены в ⇒ плен (III,2), а их место заняли иноземные переселенцы (4Цар. 17:24; 1Езд. 4:9.10). В 720 г. до Р.Х. С. приняла участие в восстании против ассир. царя Саргона II, но и в дальнейшем она, оставаясь главным городом провинции и резиденцией наместника, находилась под властью ассирийцев, а позднее – вавилонян и персов. Во времена Неемии наместником С. был Санаваллат (Неем. 2:19), впоследствии, очевидно, его сыновья помогали ему в управлении С. (об этом свидетельствует текст на папирусе из Элефантины, датиров. прим. 407 г. до Р.Х.);
4) Александр Македонский превратил С. в македонскую колонию. В эллинистич. эпоху город пережил многочисл. разрушения, но затем был заново застроен и расширен. Имп. ⇒ Август подарил С. Ироду Великому. Ирод обнес город новой стеной, которая теперь окружала площадь в 80 га, возвел на крепостной площади храм Августа и переименовал С. в Себастию [греч. Себастос – титул рим. императора]. Этот эллинистич. город украшали колоннады, он имел ярмарочную площадь, торговые ряды, театр, языч. храмы и (предположит.) гимнасий с беговой дорожкой. С. не упоминается в НЗ, тем не менее, возможно, именно здесь Филипп противостоял Симону-волхву (Деян. 8:5).
II. ОБЛАСТЬ
1) ландшафт С. представляет собой холмистую местность (Иер. 31:5), примыкающую на севере к ⇒ Ефремовой горе и простирающуюся до Изреельской равнины;
2) в ВЗ С. часто называется все Северное царство – Израиль, (за искл., возможно, Галилеи и вост. берега Иордана; 3Цар. 13:32; 4Цар. 17:24; 4Цар. 18:34; 4Цар. 23:19; Ос. 7:1; Ос. 8:5.6);
3) в НЗ С. – это область ⇒ самарян (Лк. 17:11; Деян. 15:3), которая вместе с Иудеей, а впоследствии и с Галилеей (Деян. 9:31), образовала рим. провинцию Палестину (⇒ Архелай. Вост. граница Самарии проходила по Иордану, сев., согл. Иосифу Флавию, – у деревни Гинея (Ен-Ганним), зап., согласно Талмуду, – у Антипатриды. На юге пограничным с Иудеей городом была Левона; расстояние отсюда до колодца Иакова составляло половину дневного пути (Ин. 4:3–6).