Антиохия
Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.
I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ
Была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности сев.-вост. гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины рим. храма, площадей, триумфальной арки Августа, рим. акведука:
1) основанная сир. властителем Селевком I Никатором (312–280 гг. до Р.Х.) и названная в честь его отца, А. в 189 г. до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 г. до Р.Х. стала столицей рим. провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения явл. греч. – международный язык в вост. части империи. В 11 г. до Р.Х. город превратился в рим. колонию – место поселения солдат-ветеранов;
2) являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно располож. на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, А. привлекала к себе многочисл. иуд. торговцев, которые построили здесь синагогу. кроме того, в городе размещалось множество гражданских и воен. учреждений;
3) А. была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху имп. Октавиана (первого носителя титула Август, 31 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;
4) Павел и Варнава впервые посетили А. во время своего первого миссионерского путешествия (ок. 48 г. по Р.Х.) и основали там христ. общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иуд. синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и след., 50 и след.). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (ср. мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян. 13:16–41). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в А. иудеев (Деян. 14:19; 2Тим. 3:11). На обратном пути Павел вновь побывал в А. (Деян. 14:21); возможно, он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51–52 гг. по Р.Х., ср. Деян. 15:41; Деян 16 и след., 6).
II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ
1) этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турец. Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32 км вост. Средиземного моря и в 300 км сев. Дамаска;
2) он также был основан Селевком I Никатором (ок. 310 или 300 г. до Р.Х.), в 64 г. до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей рим. провинции Сирии, где размещалась резиденция рим. наместника;
3) наряду с Римом и Александрией А. считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торг. центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла А. могла насчитывать от 150 тыс. до 200 тыс. жителей;
4) культура А. сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. кроме того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога дл. 6,7 км. Имелось даже дорожное освещение! Многочисл. мозаичные полы того периода и поныне свидетельствуют о богатстве и мастерстве жителей А.;
5) А. была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисл. храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в А. множества увеселит. заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греч. христианой, Деян. 11:26] – признание или насмешка;
6) значит. часть населения А. составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисл. прозелиты. В Деян. 6среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;
7) в ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалим. христ. общины бежали и в А. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовеств. только к иуд. части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), которые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей А. (Деян 11:19 и след.). Т.о. в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян. 11:21);
8) когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в А. был направлен Варнава (Деян. 11:22). Этот исполненный Св. Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеч. душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян. 11:24), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11 и след.). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в А. (до 48 г. по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в А. пришли пророки, укрепившие христ. общину (Деян 11 и след.). В А. проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (>Деян 11:29 и след.). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (см. Гал. 2:11), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян. 15:1–3). Ответ начальствующих мужей иерусалим. церкви был передан через Иуду и Силу (Деян. 15:22.27);
9) важнейшим событием для церкви в А., вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Св. Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян. 13:1–3). Т.о. эта очень сильная в духовном отношении церковь, в которой не было недостатка в образованных учителях (Деян. 13:1), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из А. он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян. 13:1–3; Деян. 14:26; Деян. 15:36; Деян. 18:22). А. была базой его миссионерской деятельности. Благодаря мужественным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в А., и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначит. иуд. сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 г.) и смогла начать свое триумф. шествие по всему миру.