Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Левиты

I. Л., потомки трех сыновей ⇒ Левия – ⇒ Гирсона, ⇒ Каафа и ⇒ Мерари – делились на гирсонян, каафитян и мераритян. В пустыне Господь избрал Л. в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Числ. 3:6–8.12.13; ⇒ Первородство). Из числа Л. были назначены и ⇒ священники – Аарон и его сыновья (Исх. 28:1). Т.о., внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к которому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, которые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона. Л. не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их «частью» был Сам Господь (Числ. 18:20). В распоряжение Л. были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали Л. ⇒ десятину от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх. 23:19; Лев. 27:30–33; Числ. 18:21–24; Числ. 35:1–8). В свою очередь Л. отдавали десятую часть от полученного священникам (Числ. 18:26–32; Неем. 10:39). Л. следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор. 12:12,18; Втор. 14:27,29; Втор. 16:11).

II. 1) Л. подчинялись священникам. В число их обязанностей, которые определены в Числ. 3; Числ. 4; Числ. 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Числ. 18:3). К служению привлекались Л. в возрасте от 25 до 50 лет (Числ. 8:23–26). Согл. Числ. 4:23, Л. в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ср. 1Пар. 23:3–5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ср. 2Пар. 31:17; 1Езд. 3:8). Но, возможно, только с 30-летнего возраста Л. начинали исполнять все возлож. на них обязанности, в т.ч. и самые важные. Обряд посвящения Л. описан в Числ. 8:5–22;

2) служение Л., особенно певцов и музыкантов, было по-новому организовано Давидом (1Пар. 16:37–42; 1Пар. 231Пар. 26:28). Подобно священникам, Л. – певцы, музыканты и привратники – были разделены на 24 отделения (чреды), регулярно сменявших друг друга в служении; часть же Л. Давид назначил чиновниками и судьями (1Пар. 26:29–32; ср. 2Пар. 19:8–11);

3) в особо торжеств. случаях Л. надевали дорогие льняные одежды (1Пар. 15:27; 2Пар. 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении Л. находились ⇒ нефинеи [евр. нетиним, «данные» ], к числу которых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.

III. После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и Л. покинули Израиль и отправились в Иудею (2Пар. 11:13.14), где могли служить Богу согл. Его заповедям. Л. участвовали в свержении ⇒ Гофолии (2Пар. 23), в восстановлении храма при Иоасе (2Пар. 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2Пар. 29–31) и Иосии (2Пар. 34–35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2Пар. 17:8.9). Среди евреев, возвратившихся из вавил. плена, были и Л. (1Езд. 2:40–42; 1Езд. 8:15–19), которые возобновили свое служение (1Езд. 3:8.9; Неем. 12:27–30; Неем. 13:22) и были восстановлены в своих прежних правах (Неем 10 и след.; Неем. 12:44–47). Некоторые Л. женились на язычницах (1Езд. 10:23,24). В НЗ наряду с Л. из притчи Иисуса (Лк. 10:32) упоминаются также левитские привратники (служители первосвященников; Ин. 7:32,45,46; Ин. 18:3; Деян. 5:22,26) и их начальники (Лк. 22:4,52; Деян. 4:1; Деян. 5:24,26). Л. из евр. диаспоры был кипрянин ⇒ Варнава (Деян. 4:36).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle