Десятина
Десятина I. Д. – это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт. 14:20) или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев. 27:30–33) или царя (1Цар. 8:15.17; ⇒ Подати, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Д. была известна и за пределами Израиля, напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку Д. от своей добычи (Быт. 14:20; Евр. 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Д. от всего своего состояния (Быт. 28:22).
II. 1) Закон предписывал: Израиль должен давать Господу Д. «из семени земли и из плодов дерева» (Лев. 27:30), а также от крупного скота и от овец (ср. 2Пар. 31:6), и эти Д. должны быть посвящены Господу. В Числ. 18Д. от зерна и от плодов названа так: «получаемое с гумна и получаемое от точила»; согл. этому правилу, Д. отсчитывали от обмолоч. зерна, от получ. в точиле сока (⇒ Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (ср. Втор. 12:17). Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев. 27:31). Д. от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22 и след.) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет (Лев 27 и след.). Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных – предназнач. для отделения и отдел. вместо него – считались святыней Господу;
2) после завоевания Ханаана ⇒ левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Числ. 35:2–5; Нав 21:2 и след.), но не получили земельных наделов. В качестве возмещения за это они получали Д. от прочих израильтян (Числ. 18:21.24), от которых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание. В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Д. от зерна и плодов;
3) во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Д. непосредств. перед завоеванием страны. Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Д. также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12 и след.; Втор 14 и след.), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; получ. выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище. С уплатой Д. была связана радостная жертв. трапеза, в которой принимали участие и левиты (Втор 12 и след.; Втор 14 и след.). В каждый третий год следовало приносить Д. не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14 и след.; Втор. 26:12). Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидетельствать «пред Господом», т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле. Эти два года Д. каждый раз приходилась на период между двумя ⇒ субботними годами, когда урожай не собирали и, след., Д. не отчисляли;
4) в истории народа Израиля эти предписания о Д. часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Д. продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам. 4:4), но в какой форме, неизвестно. Реформа Езекии восстановила отчисление Д. от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2Пар. 31:4–12). После вавил. плена пр. Малахия укорял израильтян за то, что Д. собираются лишь частично (Мал. 3:8–10), а в обязат-ве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Д. (Неем. 10:38). Д. от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем. 12:44; Неем. 13:5.12); при этом ничего не сказано о Д. от скота, однако скот и не мог размещаться в храме. В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Д. на все виды дохода (Лк. 18:12), так что к собственности, с которой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф. 23:23; Лк. 11:42).
III. В ветхозаветных апокрифах о Д. как таковой упоминается в 1Мак. 3:49; о Д. от вина и масла говорится в Иф. 11. В Тов. 1:6–8 приводится перечень приношений Д. и «начатков». Иосиф Флавий различает Д., которую отдают левитам (Лев. 18), вторую Д., или «Д. святыни» (Втор. 12:1; Втор. 14:22–27), и Д. для бедных (Втор 14 и след.; Втор. 26:1), то же о трех Д. говорится в Талмуде и в другой позднеиуд. литературе, однако в этом перечне не упоминается Д. от скота. Первую Д. (зерно и плоды) отдавали; вторая Д. оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима; третья Д., или «десятина для бедных», возможно, замещала в каждом третьем году вторую Д., но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех Д. выполнялись на практике, неизвестно.
IV. Д., как и ⇒ первородное, и первенцы, были святыней Господней (⇒ Святое святых) (Лев. 27:30). Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх. 19:5; Лев. 25:23; Пс. 50:12), что все имущество народа не является приобрет. им самим ⇒ собственностью (Втор 8 и след.), но что люди получили это как дар от Бога (Втор. 28:1–14; ⇒ Суббота ⇒ Субботний год ⇒ Юбилейный год). Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей (ср. Рим. 11:16).