Подати
I. НА СВЯТИЛИЩЕ
Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление ⇒ скинии (Исх. 25:1–9; Исх. 35:4–29; Исх. 36:4–7; Исх. 38:24–29), а также на сооружение первого (1Пар. 29:2–9) и второго храмов (1Езд. 2:68; 1Езд. 7:16; Неем. 7:70). В дальнейшем денежные П. сначала в размере половины серебряного сикля (⇒ Деньги) взимались с каждого «поступающего в исчисление», т.е. с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Исх. 30:11–16). Это должно было предотвратить поражение израильтян губит. язвой во время исчисления народа (ср. 2Цар. 24). Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Исх. 38:25–28). Когда после свержения ⇒ Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царь Иоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (4Цар. 12:5; 2Пар. 24:5,9). Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П. на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неем. 10:32). Обоснование более низкого размера П. на храм не приводится. Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Мф. 17:24). Эту П. стали обозначать по названию греч. монеты соотв. достоинства – «дидрахмы». Упомянутый в Мф. 17статир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю. Законом устанавливались следующие П. натурой: всё первородное (⇒ Первородство), которое частично можно или нужно было выкупать (Исх. 13:11–16; Числ. 3:44–51), начатки плодов земли (Исх. 23:19; Втор. 26:1–10) и ⇒ десятина (Лев. 27:30–33; Втор. 14:22–29), известная еще во времена Авраама и Иакова (Быт. 14:20; Быт. 28:22). В Неем. 12П. на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синод. пер. приношения делятся на начатки и десятины).
II. ПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ
Таковые П. начали взимать в Израиле только после установления цар. власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления:
1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1Цар. 8:14), в то время как израильтяне (1Цар. 8:12.16; 3Цар. 5:13–17) и хананеи (3Цар. 9:20) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности. В качестве постоянной П. царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1Цар. 8:15.17); за сбор этих П. отвечали 12 чиновников, назнач. Соломоном (3Цар. 4:7–19). В Ам. 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы. В другом месте мы узнаём о П. торговцев и купцов (3Цар. 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами. К этому прибавлялась дань, которую израил. цари получали с покоренных народов (2Цар. 8:11.12; 4Цар. 3:4; 2Пар. 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям – ассирийцам, вавилонянам и египтянам. В подобных обстоятельствах царь Менаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассир. царю Фулу (4Цар. 15:20);
2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перс. провинциях (1Езд. 6:8; Неем. 5:4). При этом в 1Езд. 4:13.20; 1Езд. 7различаются три вида П., под которыми, возможно, следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами. Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (1Езд. 7:24). Из поступлений, которые должна была отчислять в определ. размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в день. Неемия отказался от этого жалованья, облегчив т.о. народу бремя налогов (Неем. 5:14). кроме того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож. зап. Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (1Езд. 6:8; 1Езд. 7:21). Средства поступали несвоеврем., что, вероятно, затягивало его сооружение. По особым поводам, как, напр., при женитьбе на Эсфири, перс. царь издавал (Есф. 2:18) особый указ о льготах в налогообложении;
3) еще при егип. царях из династии Птолемеев, а затем при сир. династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим. господства. Откупщик брал на себя обязательство выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли. Рим налогообложение (Мк. 12:14; Лк. 20:22; Лк. 23:2; Рим. 13:6) состояло из поземельного налога и подушной П., которая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П. (Мф. 22:17–21) и подоходного налога. Монета (Мф. 22:19), которой платили П., была рим. динарием (⇒ Деньги). Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами. И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд. откупщиков и сборщиков П. (⇒ Мытарь, пошлина). С целью установления размера П. император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества. Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Лк. 2:1–5) по очереди были охвачены все земли Римской империи. Др.-евр. историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при ⇒ Квиринии, в 6 г. по Р.Х., когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим. провинцию. Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Деян. 5:37).