Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Мытарь, пошлина

I. В ВЗ под пошлиной, видимо, подразумевался налог, который взимался в перс. провинциях, возможно, в форме натур. продукта (см. 1Езд. 4:13.20; 1Езд. 7:24).

II. В новозаветные времена в провинциях Римской империи налоги и пошлины не собирались гос-вом, а отдавались на откуп арендаторам [лат. publicani] отдельных областей, которые через своих чиновников, М., занимались их сбором. М., как правило, были уроженцами данной провинции или области. Гос-во при этом получало твердые поступления без всякого риска (напр., в случае неурожая), поскольку арендатор был обязан выплачивать заранее определ. сумму. Как арендаторы, так и М. стремились обогатиться, завышая установл. тарифы. Обманутые налогоплательщики взывали к рим. администрации, но безрезультатно: ради стабильных доходов гос-во мирилось с любыми злоупотреблениями. Отсюда понятно, почему М. ненавидели во всей Римской империи. Для иудеев к этому добавлялось и то, что М., по их представлениям, постоянно оскверняли себя общением с язычниками. Поэтому понятие «мытарь» было почти равнозначно понятию «грешник» (Мф 5 и след.; Мф 9 и след.; Мф. 11:19; Мф. 21:31; Лк. 5:30; Лк. 7:34). Однако Иисус, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф. 9:13), пошел и к М. (Мк. 2:15; Лк. 5:27.29; Лк 19 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф. 5:11; Мф. 11:19; Лк. 5:30; Лк. 7:34; Лк. 19:7). Более того, готового к покаянию М. Он ставит выше лицемерно набожного фарисея (Лк. 18:9–14). Один из М. – Матфей, или Левий, стал апостолом Иисуса (Мф. 10:3; Мк. 2:14), другой – Закхей – Его последователем (Лк. 19:2).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle