Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) – древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью которых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. Ин. 15:2). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит «опробковение» коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Иез. 15:1–6).

II. 1) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидетельства о возделывании В. с очень ранних времен (Быт. 14:18; ср. также Быт. 9:20) почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Суд. 15:5), на Изреельской равнине (3Цар. 21:1), в оазисе Ен-Геди (Песн. 1:13), но особенно много В. было в холмистых местностях – вблизи Хеврона, в долине Есхол (Числ. 13:24), под Силомом (Суд. 21:20), Сихемом (Суд. 9:27) и Самарией (Иер. 31:5), на вост. берегу Иордана (Ис. 16:8–10; Иер. 48:32), а судя по находкам, также и в пустыне Негев;

2) обычно виноградники располагались на склонах гор (Ис. 5:1; Иоил. 3:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и ⇒ шакалов во избежание потрав (Числ. 22:24; Пс. 79:9–14; Притч. 24:30; Песн. 2:15; Ис. 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точило (виноградный пресс) (Ис. 1:8; Ис. 5:1–7; Мф. 21:33–41). Виноградник требует много труда (ср. Мф. 20:1–16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (⇒ Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Притч. 24:30; Ис. 5:6); лозы требуется обрезать и очищать (Лев. 25:3; Ин. 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Иез. 17:6; Ос. 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев;

3) из ягод В. получали сок (Ис. 63:2; Откр. 14:19.20), их ели свежими или сушеными (Числ. 6:3; Втор. 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1Цар. 25:18, 1Цар. 30:12, в Синод. пер. – «связки изюма»; ⇒ Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости (ср. Ис. 16:9.10), особенно когда В. начинали давить – с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Иер. 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Неем. 13:15; Иов. 24:11; Ис. 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис. 16:10; Иер. 25:30; Иер. 48:33). «Кровь гроздов» (Быт. 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис. 63:1–3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов. 32:19; Мф. 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер. 48:11), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (⇒ Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс;

4) виноградный сок пили свежим [евр. тирош], черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Числ. 18:12; Неем. 10:38). Перебродив, сок превращался в вино [евр. яйин] – алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Быт. 9:21). «Плод виноградный» (Мф. 26:29; Мк. 14:25) – издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, которое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы.

В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями (Пс. 74:9; Песн. 8:2), или о смешанном вине (Притч. 23:30; Песн. 7:3; Ис. 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и «крепкий напиток», который делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Ис. 28:7; Ис. 29:9; ⇒ Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез. 27:18; Ос. 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о которых говорится в 1Пар. 27:27, могут свидетельствать о существовании такого погреба. В Песн. 2:4 говорится «о доме пира», т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в которых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами;

5) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания (2Пар. 2:9; Пс. 103:14; Плач. 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Быт. 27:28; Втор. 8:7–10; Пс. 103:15; Екк. 9:7; ср. Ин. 2:1–11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх. 29:38–41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор. 14:26).

Вино употреблялось и как целебное средство (Лк. 10:34; 1Тим. 5:23; ср. Притч. 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис. 28:7; Ам. 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает (Притч. 20:1; Притч. 23:29–35; Еф. 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев. 10:8–11), ⇒ назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Числ. 6:3; Суд. 13:4), ⇒ рехавиты также не пили никакого вина (Иер. 35).

III. В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Притч. 9:2; Ис. 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иер. 25:15). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Пс. 79:9–16; Ос. 10:1), а землю израильтян – с виноградником (Иер. 12:10; ср. Мк. 12:1–9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Ин. 15:1).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle