Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Назорей, Назарянин

I. Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Числ. 6:7: «посвящение Богу его на главе его».

II. Постановление о назорействе приведено в Числ. 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек – мужчина или женщина, – если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., ⇒ Самсон; Суд. 13:5.14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар. 1:11).

III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Числ. 6:3–21); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Числ. 6:5); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (Числ. 6:6–21). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Числ. 6:9–12); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее – в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (⇒ Жертва потрясания) (Числ. 6:13–20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.

IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Числ. 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам. 2:11–16).

V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк. 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Мф. 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян. 21:24.26.

VI. Назарянин [греч. надзаренос], назорей [греч. надзорайос], прозвище Иисуса Христа из ⇒ Назарета (Мф. 2:23; Мф. 26:71; Мк. 1:24; Мк. 10:47; Лк. 4 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возможно, по произношению и по смыслу слово «назорей» ассоциировалось и с евр. незер («отрасль») в пророчестве Исаии (Ис. 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство «назорейской ересью» (Деян. 24:5).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle