Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Суббота

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на ⇒ День очищения (Лев. 16:31; Лев. 23:32; ср. также Лев. 23:24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.;

2) в Вавилоне существовало понятие ша пату ­­ «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.

II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ

1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ.

С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх. 16:5.22–30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх. 20:8–11; Исх. 31:12–17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт. 7:4; Быт. 8:10.12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт. 29:27.28);

2) ПРЕДПИСАНИЯ.

Каждый 7-й день (Исх. 23:12), С., был днем святого покоя (Исх. 16:23; Исх. 31:15; Исх. 35:2), когда запрещалось работать (Исх. 20:10; Исх. 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» (Мк. 15:42; Исх. 16:23). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх. 16:27–29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни (Ам. 8:5), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» (Иер. 17:21). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх. 31:14.15; Исх. 35:2; Числ. 15:35). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады (Ис. 58:13), в который израильтяне собирались вместе (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Числ. 28:9.10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев. 24:8).

III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему ⇒ покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт. 2:2) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх. 20:11; Исх. 31:17), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, которых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх. 5:4–9) в егип. рабстве (Втор. 3:20; Нав. 1:13–15), С. стала знамением того, что Господь освятил их (Исх. 31:13; Иез. 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх. 23:10–13) была распространена на ⇒ субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис. 56:2–7).

IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

На соблюдение заповедей о С. и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем. 10:32); этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем. 13:15–22). Раввины знали, что С. «дана для наслаждения, а не для боли», но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх. 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин. 5:9), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км; ⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы т.о. предпринять поездку «на воде», что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ИИСУС И СУББОТА.

У Иисуса было собств. понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф. 12:1–14; Мк. 2Мк. 3:6; Лк. 13:10–17; Ин. 5:1–18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Числ. 28:9), не оскверняя себя, совершали определ. виды деятельности, которые остальным были запрещены (Мф. 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. сделать человеку обрезание (Ин. 7:22), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин. 4:34) и Который был «больше храма» (Мф. 12:6), а вместе с тем и «господином субботы» (Мф. 12:8; Мк. 2:28). Он знал, что С. была создана для человека (Мк. 2:27), поэтому и в С. творил добро (Мф. 12:12; Мк. 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин. 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк. 13:16) и исцеляя их (Ин. 7:23; Ин. 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф. 11:29);

2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:

а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. дням, а другим считать все дни равноценными (Рим. 14:5–9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал. 4:9–11; Гал. 5:1–4). Такие же взгляды выказывали и христ. писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан); б) днем христ. богослужения вместо С. стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин. 20:1.19.26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян. 20:7.11) и откладывания пожертвований (1Кор. 16:2).

Возможно, первый день недели подразумевается под «днем Господним» в Откр. 1 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (⇒ День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как «дня Господня», впоследствии появилось другое его обозначение – «день солнца», восходящее к названию соотв. языч. праздничного дня; в) но не только перенесением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. у иудеев. Очень важно, что у христ. праздника отсутствует самый заметный признак иуд. праздничного дня – отдых от работы, соблюдая который иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. времени для богослужения, которое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил гос. праздником день, который у христиан считался Господним, а у язычников – священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. ограничили в воскресный день и частные виды деятельности.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle