Покой, почить, успокоиться
Покой, почить, успокоиться – этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение «почить от дел» встречается и в начале Библии (Быт. 2:2), и в ее конце (Откр. 14:13). Истинный П. означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. П., установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Екк. 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт. 3:17–19; Быт. 4:12). Вместо того чтобы жить в П., наслаждаясь Божьими дарами (Екк. 4:6; Мф. 6:26), человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс. 38:7; Лк. 12:19). К этому добавляется беспокойство, вызываемое человеч. злобой (Пс. 54:17–23; Иак. 3:8). Особенно трудно найти П. людям, одержимым злыми духами (Мф. 12:43–45; Мк. 5:4). Мир, в котором живут люди, тоже не знает П., он наполнен войнами или ожиданием их (Мк. 13:7).
В этом мире суеты Бог создал народ, который призван к П. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх. 3:8), так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем П. (Исх. 20:8–10, ⇒ Суббота). Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год (Лев. 25:2–7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным Свою помощь и защиту (Пс. 54:19; Пс. 90:1). Народ Израиля пребывает в состоянии П., пока остается на путях Божьих (Нав. 21:44; 3Цар. 5:18; 3Цар. 8:56). Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в П. среди Своего народа (2Пар. 6:14; Пс. 131:8.14). Предпосылкой такого П. было послушание народа завета, но Израиль, «ходивший иными путями», редко пребывал в этом состоянии. Следствием этого стало то обстоятельство, что израильтяне не достигли в Ханаане окончат. осуществления Божьих обетований (Евр. 4:3.6).
Народ Израиля не достиг П., который продолжает оставаться обетованием (Евр. 4:8). Поэтому пророки говорят о грядущем ненарушаемом П. (Ис. 32:18), к которому Дух Божий приведет Своих (ср. Ис. 63:14). Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором почил Дух Господень (Ис. 11:2) и Который дарует душевный П. несущим Его иго, т.е. разделяющим с Ним Его дело (Мф. 11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физич. существовании, поскольку всё получают из рук Бога (ср. Мф. 6:25). Они участвуют в труде (2Фес. 3:10) и, довольствуясь тем, что имеют (1Тим. 6:6–10), пребывают в любви и мире с Богом. Несмотря на это, П. все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф. 6:11), так и из самой Церкви (Деян. 20:28–31); на них обрушивается вся ненависть мира (Мф. 10:22). Но это преходящие страдания, которые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3), в них живет Христос (Гал. 2:20). Он победил мир (Ин. 16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1Ин. 5:4; Откр. 17:14), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр. 6:19). Тот, кто наперекор всем трудностям неотступно продвигается к цели (Евр. 4:11), найдет совершенный П. от всех своих дел (Откр. 14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр. 7:14–17).