Покаяние, каяться
I. ПЕРЕВОД
Слово «каяться», которым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, «обратиться», «возвратиться», нахам, «сожалеть о чем-либо», «раскаиваться в чем-либо» и греч. метаноэйн, «изменять образ мыслей» ] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн – «изменять образ мыслей». Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа («покаяние») в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн – «оборачиваться», «возвращаться»). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто «духовный процесс изменения взглядов». Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии «П.», которое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.
II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим. 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер. 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф. 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф. 4:17; Мф. 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян. 11:18). Бог не хочет смерти «беззаконника», Он желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иез. 18:23). П., к которому призывают апостолы (Деян. 2:38), – это не насилие человека над собой и не свидетельство его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк. 15) становится ясно, что П. человека заключается в ⇒ исповедании им своей вины (Лк. 15:21; ср. Иов. 42:6; Притч. 28:13; 1Ин. 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак. 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк. 24:47).
III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возможно, даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил. 2:12; Ион. 3:5), плачем (Мф. 26:75; Лк. 7:37), разрыванием одежд (3Цар. 21:27; 1Езд. 9:3), облачением в траур (Ион. 3:5) и биением себя в грудь (Лк. 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд «раздирать» сердца (Иоил. 2:12), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении «достойный плод покаяния» (Мф. 3:7). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов. 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян. 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим. 6:1).
IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк. 1:15; Лк. 24:47; Деян. 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр. 6:4–6; ср. Евр. 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр. 7:27; Евр. 9:12; Евр. 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим. 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир. 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: «умерли со Христом» (Рим. 6:8), «умер однажды» (Рим. 6:10), но, несмотря на это, необходимо «почитать себя мертвыми» (Рим. 6:11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.
V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер. 2:1; Иер. 3:1), (Ам. 5), Иона (Ион. 5), а в НЗ – Иоанн Креститель (Мф. 3:1). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян. 2:14.37). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис. 55:7; Иер. 25:5) и обличаются его собственные «злые пути», ведущие к несправедливости (Ам. 3:10) и в конечном итоге – к смерти (Иер. 21:8). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам. 9:11; Лк. 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк. 1:15) и прощение грехов (Лк. 24:47; Деян. 5 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк. 24:47; Деян. 17:30). ⇒ Обращение, обратить, обратиться.