Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

День Господень

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В пророч. книгах нередко встречаются выражения «день Господень» и «день Господа» (Ис. 13:6.9; Иез. 13:5; Иоил. 1:15; Иоил. 2:1.11.31; Ам. 5:18.20; Авд. 1:15; Соф. 1:7.14; Мал. 4:5), досл. пер. – «день Яхве» (⇒ Имена Бога). В других местах (Ис. 2:12; Иез. 30:3; Зах.14 – в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает «некий день Яхве». Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание «тот день» (Ис. 2:11.17.20). Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА

В речах ранних пророков Свящ. Писания, в частн. у Амоса (Ам. 5:18), проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророч. слова жило ожидание Д.Г. и бытовали определ. представления о том, что он будет собой представлять. Израил. народ, в отличие от пророка, ожидал Д.Г. как благодатное событие; предполагалось, что Д.Г. будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка (Ам 1–2) хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частн., над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Ам явно оспаривает мнение, что Д.Г. – это свет (Ам. 5:18.20), ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (Ам. 8:9; ср. Ис 2 и след.; Ис. 24:21; Иоил. 2:31; Мих. 1:3.4; Зах. 14:4–8). Для связанных с Д.Г. ожиданиями – будь то ожидания народа или предвидения пророков – типично как раз то, что политич. изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (ср. особенно Соф. 1:14–18). То обстоятельство, что об упованиях на Д.Г., как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидетельствует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Д.Г. господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.

III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ

В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Д.Г. как о суде, который разразится не только над чуждыми народами (Ам. 1:1; Авд. 1:1; Иоил. 3:1), но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (Ам. 2:6–16), поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязат. пощады ему, она свидетельствует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (Ам. 3:2). Д.Г. станет неотвратимым судом (Ам. 5:19), и Израиль падет. Суд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов. Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (Ам. 8:11–14). Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует Д.Г. народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (Ис. 2:6–22). Возвещение Д.Г., как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии (Соф. 1).

IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ

Наряду с пророческим возвещением Д.Г. как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (Иоил. 2:28–32; Ам. 9:11; Авд. 1Авд. 1:21). Разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Д.Г. (Плач. 1:21; Иез. 34:12; здесь этот день, который уже миновал, обозначен тем же выражением, что и в Иоил. 2 и Соф. 1 – «день облачный и мрачный»), хотя Иoиль и Софония писали о Д.Г. как о дне будущем; но теперь ожидается вмешательство Бога для будущего спасения и восстановления Иерусалима. Д.Г. должен принести с собой защиту (Зах. 12), очищение (Мал. 3:2), омовение от греха (Зах 13 и след.), излияние духа благодати и умиления (Зах. 12:10), орошение живыми водами (Зах. 14:8). Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказ. спасение в Д.Г. станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду. Этим пророч. весть в корне отличается от упований народа. Сколь сильна в пророчествах о грядущем суде идея спасения, с особой силой показано в Иоил. 2:28–32 и Мал. 4:1. ⇒ СудВторое пришествие ИисусаПриход Царства Божиего на землю.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle