День очищения
День очищения [евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур – буквально: «день покрытия (грехов)].
I. Десятый день седьмого месяца (тишри сентябрь-октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (⇒ Покаяние) и отдыха от работы (Лев. 16:29.31; Лев. 23:27–32; Числ. 29:7), в который ⇒ первосвященник совершал перед Господом полное очищение (⇒ Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Лев. 16:17.30.33.34; Лев. 23:28). Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16 и след.; Евр. 9:7). (О «жертве за грех, приносимой в день очищения», Числ. 29:11; ср. Лев. 16 ⇒ Жертва, III и ⇒ Азазель; кроме того, в Д.О. совершались и иные жертвоприношения, Числ. 29:7–11). Особое значение Д.О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (⇒ Субботний год) он открывал собой ⇒ юбилейный год.
II. 1) Д.О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, которую Бог не велел им приносить (Лев 10 и след.). Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян. 27:9), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д.О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д.О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;
2) некоторые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д.О. в период после его учреждения как доказат-во того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (⇒ Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д.О. оказались единств., непосредственно связ. с ⇒ ковчегом завета, которого после плена уже не было.
III. Д.О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося «однажды в год» (Евр. 9:7.25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, который сам нуждался в очищении (Евр. 7:27), теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (Евр. 9:12.26.28; Евр. 10:12.14.18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр. 7:26.28), когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр. 9:24; ср. Евр. 7:25).