Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление
I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1) основное значение евр. глагола киппэр, переводимого в Синод. пер. словами «примирять», «умилостивлять» и др. – «покрывать» (такой перевод также встречается в Синод. пер.); родств. ему сущ. кофэр означает ⇒ выкуп (1). Принимая во внимание значения обоих слов, можно предположить, что речь идет о заглаживании некой ⇒ вины путем принесения даров. Применительно к богослужению слово киппэр означает ⇒ «жертвой искупить вину перед Богом и таким образом достичь ⇒ прощения» (прежде всего в книгах Левит и Числа), но оно также встречается и в общем значении – «искупить вину перед тем, перед кем провинился»;
2) греч. слово гиласкомай имеет широкое значение – от «умилостивить» (Бога или человека) до «подкупить». В Септуагинте этим словом обычно переводится евр. киппэр, в НЗ оно встречается только в Лк. 18(«будь милостив ко мне»), а в Евр. 2:17; в 1Ин. 2:2; 1Ин. 4употреблено сущ. гиласмос. В НЗ чаще употребляется глагол (апо)каталлассо и сущ. каталлагэ (Рим. 5:10.11; Рим. 11:15; 1Кор. 7:11; 2Кор. 5:18–20; Еф. 2:16; Кол. 1:20.22), а также диалассомай (Мф. 5:24). Эти слова первонач. означали «произвести изменения», «обменять», «поменяться друг с другом» и «подмена», «путаница», а затем они также получили значение «примирение» и в этом значении использовались и в разговорном греч. языке.
II. УМИРОТВОРЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
«Умиротворение» в первую очередь означает «достижение примирения между людьми». Так, Иаков пытался умиротворить своего брата Исава, который, как ему казалось, гневается из-за соверш. Иаковом обмана, выслав ему навстречу богатые дары (Быт. 32:20). Мудрый человек может умилостивить цар. гнев (Притч. 16:14; ср. Притч. 25:15); но муж, жена которого изменила ему, не поспешит примириться с ней (Притч. 6:34–15). Иисус заповедует верующему примириться со своим братом (по вере) перед принесением дара Богу (Мф. 5:24). В 1Кор. 7"примириться» означает восстановить распавшийся брак. Во всех перечисл. случаях подразумевается восстановление человеч. общения, разруш. в результате истинной или предполагаемой вины к.-л.
III. ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ
1) всякий грех, т.е. действие, противоречащее Божьей воле, ведет к нарушению общения между Богом и отдельным человеком или народом Божьим; Бог гневается за соверш. грех и заставляет испытывать его последствия (напр., посылая поражение в войне или голод) до тех пор, пока люди не искупят этот проступок, осудив виновных в нарушении Заповедей Бога, и тем заслужат примирение. Поэтому Ахан был истреблен вместе со всем своим семейством (Нав. 7), а за кровавую вину Саула Давид выдал на казнь гаваонитянам семь его потомков (2Цар. 21). Только кровь грешника способна искупить такой проступок и привести народ или страну к примирению с Богом (ср. Числ. 35:33). Во всяком случае, это касается преднамеренных прегрешений, совершаемых «дерзкою рукою», и тяжких грехов, напр. грехов священников из дома Илия (1Цар. 3:14);
2) наряду с этим у израильтян существовал и установл. Богом порядок, при котором определ. прегрешения, прежде всего невольные (Лев. 4:2; Лев. 5:17), могли и должны были искупаться кровью жертв. животных, замещающей кровь грешника (см. особенно книгу Левит). Примирять таким способом народ Израиля, т.е. общество Господне как целое, с Богом, освобождая израильтян от последствий совершенного в их среде греха (ср. Втор. 21:1–9), было задачей служения Аарона и его сыновей (1Пар. 6:49) и вообще задачей храмового служения (Неем. 10:33; ср. 2Пар. 29:24). В любом случае средством такого примирения была ⇒ кровь (животного). «Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Действуя так по указанию Бога, священник, т.е. человек, достигал в указ. случаях, т.е. прежде всего при невольных прегрешениях (Числ. 15:22–29), примирения, так что Бог прощал вину данному человеку или всему народу;
3) ветхозаветные жертвоприношения ограничены не только в своей «сфере действия», но и по сути своей не могут приводить к полному и продолжит. примирению с Богом. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» (Пс. 48:8.9). На вопрос: «С чем предстать мне пред Господом?» (Мих. 6:6), – Михей отвечает так: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 8). Но сделать человека достаточно чистым для того, чтобы он мог свободно предстать пред Господом (ср. Ис. 6:3–5), ветхозаветные жертвоприношения не могли. Это указывало на необходимость нового, всеохватного примирения, которое должен был сотворить Сам Бог и намек на которое содержится у Исаии (Ис. 6:7);
4) на этом ветхозаветном основании НЗ провозглашает, что жизнь и смерть Иисуса Назарянина дает окончат. и полное примирение человечества с Богом, в котором только и могут быть дарованы искупление и спасение. Ибо как через одного человека грех вошел в мир, а через грех – смерть, которая стала участью всех людей, потому что все согрешили, так и через праведность Одного пришло оправдание к жизни для всех людей (Рим. 5:12.18). В качестве «милостивого и верного Первосвященника пред Богом» (Евр. 2:17) Иисус Христос, принеся в жертву Свою кровь и Свою жизнь, искупил достойные смерти грехи людей (1Петр. 1:18), обеспечив им тем самым необходимое примирение с Богом (Рим. 5:10.11). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Кор. 5:19; ср. 1Ин. 2:2). Итак, Сам Бог, по Своей любви и милосердию, совершил это примирение (1Ин. 4:10), даровал обреченным на смерть грешникам ⇒ прощение их грехов и ⇒ оправдание и вновь предложил им вступить в общение с Ним. Его цель – примирить с Собой во Христе «всё», всю вселенную (Кол. 1:20). Чтобы примирение, сотвор. Богом для всех людей, достигло их и все они могли бы воспользоваться этим даром, каждый должен, услышав весть об этом примирении, принять ее верой. Поэтому Бог поручил «служение примирения» (2Кор. 5:18–21) Своей Церкви, которая от имени Христова просит: «Примиритесь с Богом» (2Кор. 5:20). Принявший эту Благую Весть входит в состав нового человечества, обретая доступ к Отцу и пребывая с Ним в одном Духе (Еф. 2:11–22).