Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Приношение, возношение, плечо возношения

I. ПОНЯТИЕ

Приношение [евр. терума] – священная ⇒ подать, которая предназначалась для Господа, святилища или священника. Раввины утверждали, что с П. связана церемония, подобная ⇒ потрясанию жертвы (пред Господом), однако это не находит подтверждения в Библии.

II. ВИДЫ ПРИНОШЕНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) добровольные П. на строительство и содержание святилища (Исх. 25:2; Исх. 35:5; Исх. 36:3), на строительство и содержание храма Соломона (4Цар. 12:4; 4Цар. 22:4; 1Пар. 29:2), для использования их в ритуале жертвоприношения (2Пар. 30:24), на сооружение второго храма (1Езд. 8:25);

2) предписанная законом подушная подать: каждый израильтянин старше 20 лет обязан был давать половину сикля на святилище как П. Господу (Исх. 30:13; Мф. 17:24.27);

3) возношение части жертвы. При жертвоприношении за грех из тельца вынимали внутренности – тук, почки и т.д. – и сжигали их на ⇒ жертвеннике всесожжения (Лев. 4:8); при совершении хлебного П. часть хлеба также сжигали, и это было «благоухание, приятное Господу» (Лев. 2:9; Лев. 6:15; Иез. 45– в МТ, в отличие от Синод. пер., речь идет не о дани князю, а о П. Господу). Возношение при принесении «жертвы благодарности», или мирной жертвы, составляло один из четырех видов приношения (Лев. 7:12);

4) хлебное возношение представляло собой лепешку, которую отдавали священнику (Числ. 15:19; ср. Неем. 10:37). Иуд предание определяет в качестве минимального объема этого возношения 1/24 часть массы приготовленного теста; со времени разрушения храма лепешка сжигалась;

5) возношение левитов составляло десятую часть той десятины, которую они получали от народа; «десятину из десятины» левиты отдавали священникам в качестве «возношения Господу» (Числ. 18:26; Неем. 10:39);

6) П. священникам представляло собой определ. часть жертвы. Так, от волов и овец они получали «плечо, челюсти и желудок». Им причитались также «начатки» от хлеба, вина, елея и овечьей шерсти (Числ. 18:11–13; Втор. 18:3; Неем. 13:5). В тех местах ВЗ, где в одном ряду с десятиной упоминаются П., речь идет о П. именно такого рода (2Пар. 31:12; Неем. 10:37–39; Мал. 3:8), домочадцы священника могли есть предназначавшееся ему П. (Лев. 22:1–16). П. хранились в храме в особых помещениях (2Пар. 31:11; Неем. 12:44; Мал. 3:10), которыми заведовали специально назначенные начальники;

7) при посвящении Аарона в священники (Исх. 29:1; Лев. 8:1) на жертвеннике было сожжено т.наз. «плечо возношения» от «овна вручения»; Моисею, исполнявшему обязанности посвящающего священника, досталась грудь овна, которой он потрясал «пред лицем Господним». При последующих посвящениях в священники, как и при принесении жертвы благодарности, священник, совершавший этот обряд, получал обе эти части жертв. животного (Лев. 7:34; Лев. 10:14; ср. Числ. 6:20). Еврейское слово шок, переданное в Синод. пер. как «правое плечо», обозначает бедро жертв. животного (Лев. 7:32–34), плечо же по-евр. называется зероа (Числ. 6:19; Втор. 18:3).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle