Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Прощение

I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1) в евр. языке существует множество слов и понятий, выражающих идею П. Там, где в Синод, пер. употребляются слова «простить» и «прощение», основное значение соотв. евр. слов нередко бывает другим, напр. «устранить», «убрать» (Пс. 24:18), «извинить» (4Цар. 24:4; Неем. 9:17) и «извинение» (Пс. 129:4; Дан. 9:9), «укрыть», «покрыть» или «стереть» (Пс. 77:38; Ис. 22:14; Иез. 16:63), а в некоторых случаях ⇒ «примирить» (1,1). «Переступить», «пройти мимо», «пропустить мимо» – таково значение евр. слова, употребл. в Мих. 7:18; 2Цар. 24:10; Иов. 7:21. Понятие П. передается в Синод, пер. и др. словами: «отпускать» (Пс. 31:1), «не вменять» (Пс. 31:2), «не поминать» (Ис. 43:25), «изгладить» Ис. 43:25; Ис. 44:22), «омыть»; «очистить» (Пс. 50:4);

2) НЗ передает понятие «прощение», «прощать» греч. глаголом афиэми и сущ. афесис и харидзомай; при этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое – в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает «отсылать», «отпускать» (Мф. 13:36), «оставлять», «покидать» (Мк. 13:34; Рим. 1:27; Откр. 2:4),атакже «допускать» (Мф. 3:15),«раз-вязывать»(Ин. 11:44), испускать» (Мф. 27:50). кроме того, это слово является юридич. термином, означающим «освободить кого-либо от правовых обязательств» (ср. Мф. 18:27.32; 1Кор. 7:11). Исходя из этого слово афи-эми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия "прощать» (Мф. 6:12; Мк. 2:7.10; Ин. 2:12). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Лк. 4(в Синод, пер. – «освобождение» и «свобода»); Мк. 1:4; Мф. 26(в Синод, пер. – «оставление»). Харид-зомаи означает прежде всего «услужить кому-либо», «подарить что-то» (Лк. 7:21;Деян. 27:24; Рим. 8:32), а также «выдать (человека)» (Деян. 25:11,16). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении «прощать» – как в отношении Бога, так и в отношении людей (Еф. 4:32; Кол. 3:13), – очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. жарке, «милость». Т.о., уже само это слово призвано указывать на то, что П. совершается исключит, по ⇒ милости Бога.

II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ

1) П. у израильтян означало продление срока уплаты долга (⇒ Субботний год). К полному П. долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима (Неем. 5:9–12). Вопрос о П. возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» (Пс. 37:5). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит П. Ибо ⇒вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. с виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Откр. 14:13), вплоть до последнего Суда (ср. Мф. 16:27; Рим. 2:6; 1Петр. 1:17; Откр. 20:12). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником: «Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5.6). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян: Израильское (4Цар. 17:7–23) и Иудейское (4Цар. 24:20), ибо Господь не желал более прощать их грехи (4Цар. 24:3.4);

2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме П., оно не должно и не может быть одностор. действием. П. возможно только как отношение между двумя личностями. Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее – не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив П. своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, которую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере (Пс. 129:4; ср. Пс 50). Такова цель долготерпения (Неем. 9:17; Ис. 55:6.7) и суда Божьего (2Пар. 7:13–14; Иер. 36:3). В конечном счете Бог простит весь Свой народ (Ис. 33:24; Иер. 31:34; Иер. 50:20; ср. Иез. 16:63);

3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое П. с совершаемым через священника ⇒ очищением (111,2) (Лев. 5:10.16.18), как сказано в Евр. 9:22: «Без пролития крови не бывает прощения». Из этого следует, что П., которое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;

4) вся глубина и тайна П., являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончат. ⇒ очищение (Ш,4), основа всякого, в т.ч. и ветхозаветного прощения (⇒ Жертва, IV); Он – наш ходатай перед Отцом (Ин. 2:1), ходатайствующий за нас пред Богом (Евр. 7:25; Рим. 8:34). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего (Мф. 3:2) и проповедовал крещение покаяния для П. грехов (Мф. 3:11; Мк. 1:4), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям (Мф. 12:28). Поскольку Иисус пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45),0н облечен властью прощать грехи (Мк. 2:5.10; Лк. 7:48), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это П. (Мк. 2:6.7). Кровь Иисуса – кровь «нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28); во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1:7; Ин. 2:12). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками (Мф. 9:9–13; ср. Мф. 21:28–32) и приглашает всех их к Отцу (ср. Лк. 14:23.24). Он просит у Своего Отца о П. даже для тех, кто распинал Его (Лк. 23:34), и со Своего креста дарует прощение иудеям (Деян. 13:38) и язычникам (Деян. 10:43; Деян. 26:17–18),неся им спасение (ср. Пс. 32:1.2), мир и радость (Деян. 8:39);

5) принес. Иисусом П. грехов теперь через благовествование Его посланников, которые до этого сами получили П. (ср. Ин. 21:15–17; 1Тим. 1:12–16), должно передаваться далее (Лк. 24:47), и не просто как весть, но и как реальная сила: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23; ср. Иак. 5:14–16 и ⇒ Ключ, 11,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред. Руководством Св. Духа.

III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ

1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников (Мф. 6:12.14; Мк. 11:25; Лк. 6:37; Лк. 11:4; Еф. 4:32; Кол. 3:13), а также строго предостерегает от непримиримости: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом (Лк. 17:3.4). Выражение «семь раз» в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количеств, предел для П. (Мф. 18:21.22). Притча о лукавом рабе (Мф. 18:23) показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого (Мф. 18:28–30) препятствует П. собств. грехов (Мф. 18:32–35). Это еще раз (см. выше, 11,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения П. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее (Мф. 18:34); 2) дар П. обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о П., с которыми обращались к Богу фараон (Исх. 10:16–20) и Саул (1Цар. 15:24–26). Не может быть прощено и хуление Св. Духа (Мк. 3:28–30; ⇒ Хула, 111,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа (Евр. 6:4–6; Евр. 10:26.27; Евр. 12:15–17). Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23:20.21). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием – в пустыне, в земле обетованной – вплоть до пленения – и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа: «Итак видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:22). А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle