Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ключ, затворять

I 1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (Мф. 25:10; Лк. 11:7; Лк. 13:25; Ин. 20:19; Деян. 12:14). В самом же доме закрывалось на К. только одно помещение, «кладовая» (Мф. 6:6, в Синод. пер. – «комната») – не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (Песн. 5:5) и гор. ворот служили запоры (Втор. 3:5; 2Пар. 8:5), которые можно было открыть только К. (см. Суд. 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. от ворот дворцов или от гор. ворот), были такими массивными, что их носили на плечах (Ис. 22:22). Чаще всего запоры изготавливали из дерева (см. Неем. 3:13), особо прочные делали из меди и железа (Втор. 33:25; 3Цар. 4:13; Пс. 106:16; Ис. 45:2);

2) поскольку дом запирался на К., то владение ключом ставило человека в особое положение. Он являлся не просто привратником или сторожем, но распорядителем дома. Назначение Елиакима начальником дворца, или ⇒ начальником дома Давида, делает это очевидным (Ис. 22:22): отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит; он решает, кто принадлежит к цар. дому, а кто нет.

II. К. становится символом власти и олицетворяет того, кому принадлежит последнее слово. В этом, метафорич., смысле образ К. используется в Библии в целом ряде значений:

1) КЛЮЧ К СЕРДЦУ. Человек может затворять свое сердце от Бога, от брата (1Ин. 3:17). Но Бог отворяет сердце человека (Деян. 16:14);

2) КЛЮЧ ОТ НЕБА. Выражения, наподобие «заключать небо» или «отверзать небеса», говорят о том, что Бог может давать или задерживать дождь (Втор. 11:17; Лк. 4:25; Откр. 11:6; ср. Пс. 77 – «манна»);

3) КЛЮЧ ДАВИДОВ. В Откр. 3:7, при всем сходстве текста с Ис. 22:22, ветхозаветный образ оказывается видоизмененным. Хранитель К. здесь уже не распорядитель дома Давида, а представитель рода Давида, обетов. отрасль Давида. В его руках – К. от эсхатологич. «дома» Божьего (см. также Мф. 16:19). Никто не может сам открыть себе доступ в этот «дом». Нельзя яснее, чем в словах, употребл. в Ис. 22:22, описать власть Христа. Его воля является окончат. (Откр. 3:8);

4) КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, т.е. К. от власти на небесах. Израил. книжникам был доверен «ключ разумения», в послушном следовании Слову Божьему они имели К. к наступающему Божьему Царству (Лк. 11:52). Но они потеряли этот К. Т.о. они не только сами утратили возможность войти в грядущее Царство Божье, но и затворили вход другим (Мф. 23:13). И вот Иисус отдает К. Царства Небесного Петру (Мф. 16:19), но это не означает, что Петр замещает Иисуса. Это исключено уже потому, что и другие ученики тоже причастны к этой власти (Мф. 18:18), которая дана им Иисусом, продолжающим оставаться верховным властителем (Лк. 10:16). Получ. учениками власть («власть ключей») состоит в том, чтобы «связывать и разрешать» от имени Самого Бога. Ученики используют эту власть для спасения людей, для ⇒ прощения их грехов или для вынесения приговора, оповещающего, что грехи им еще не прощены (см. Ин. 20:23);

5) КЛЮЧИ ОТ ⇒ АДА И СМЕРТИ. Господу Небесному принадлежат также К. от смерти и от царства мертвых. Он отнял их у смерти. Христос обладает властью отворять царство мертвых и призывать мертвых к воскресению (Откр. 1:18);

6) КЛЮЧ ОТ КЛАДЕЗЯ ⇒ БЕЗДНЫ. Бог имеет власть и над местом пребывания бесов (Лк. 8:31). Он открывает его для суда (Откр 9 и след.) и приказывает запереть там сатану на тысячу лет (Откр. 20:1–3).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle