Хула, злословие, злоречие
I. Х. – это оскорбление к.-л. словом (Лев. 24:11; Пс. 58:8) или делом (Притч. 14:31), а также клеветнич. обвинения (Рим. 3:8). Христианин своей жизнью не должен давать повода «к злоречию» (1Тим. 5:14).
II. Библия заповедует воздерживаться от Х. (Еф. 4:31; Кол. 3:8), в частн., на ближнего (Тит. 3:2), на судей и начальников (Исх. 22:28). Павел предупреждает об опасности бессмысл. споров, «от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим. 6:4). Виновные в грехе злословия отлучаются от Церкви (1Кор. 5:11) и не наследуют Царства Божьего (1Кор. 6:10; ср. Мф. 15:19).
III. 1) за Х. на Бога в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь (Лев. 24:16; Числ. 15:30). После того как свидетели преступления возлагали руки на голову хулителя в знак подтверждения его вины, приговоренного к смерти побивали камнями (Лев. 24:10–16.23; 3Цар. 21:10.13). Богохульство – это злословие Имени Господа (Лев. 24:11), открытое глумление над Богом (Ис. 36:18–20; Ис. 37:1–4), неповиновение Божьим установлениям (Числ. 16:3.30), игнорирование Божьей воли, явленной в Его Законе (Ис. 5:24; ср. Деян. 6:11.13), неверие и непослушание (Иез. 20:27), обращение к другим богам (⇒ Идол, идолослужение; Иез. 20:27). В Деян. 26под «хулением» подразумевается отречение от веры;
2) грехи народа Божьего (2Цар. 12:14; Рим. 2:24; ср. Притч. 14:31) и христиан служат причиной того, что злословию подвергаются имя (1Тим. 6:1) и Слово Божьи (Тит. 2:5), учение Господа (1Тим. 6:1), путь истины (2Петр. 2:2) и труд Божьих служителей (2Кор. 6:3);
3) богохульствует также человек, приписывающий себе качества и достоинства, присущие лишь Господу. Обвинив Иисуса в том, что Он отпускал грехи и называл себя Сыном Божьим (Мф. 9:3; Ин. 10:36), иудеи вынесли Ему смертный приговор (Мф. 26:65). Во свидетельство услышанного богохульства люди разрывали ⇒ одежду (Мк. 14:63.64) и затыкали уши (Деян. 7:57);
4) любая Х. может быть прощена (Мф. 12:31.32; Лк. 12:10; ср. 1Тим. 1:13), но только не Х., возводимая на Св. Духа. Согл. Мк. 3:28–30, в этом случае мы имеем дело с сознат. неприятием явных и несомненных деяний Св. Духа и приписыванием их духу нечистому;
5) злословие «высших», которое допускали лжеучителя (2Петр. 2:10.11; Иуд. 1:8–10), было, вероятно, направлено против падших ангелов.