Одежда
I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев. 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез. 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (⇒ Нагой) (2Цар. 6:20; Ин. 21:7). На ассир. рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1Цар. 2:19; 1Цар. 24:5; Иов. 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на котором носили меч (1Цар. 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд. 3:16; 2Цар. 20:8). В поясах хранили деньги (Мф. 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Иез. 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы (⇒ Пазуха). Пояса были льняные (Иер. 13:1) или кожаные (4Цар. 1:8), иногда их богато украшали (Дан. 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (4Цар. 9:1; Иер. 1:17; Ин. 21:7; Деян. 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1Петр. 1:13; ср. Ис. 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк. 17:8).
II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, которым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх. 22:25). В Мф. 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх. 12:34; 4Цар. 4:39; Агг. 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф. 24:18; Деян. 7:58; Деян. 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Числ. 15:38; Втор. 22:12), которые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синод. пер. под «воскрилиями» (Мф. 23:5) и под «краем одежды» (Лк. 8:44).
III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, который был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, которые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2Цар. 15:30; Ис. 20:2; Иез. 24:17). ⇒ Обувь.
IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела некоторые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор. 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руф. 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Быт. 24:65; Быт. 38:14.19; Иер. 2:32; Иез. 16:10). В Иез. 16упоминается женская обувь из тонкой кожи («сафьянные сандалии»). Изготовление О. было женским делом (1Цар. 2:19; Деян. 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Притч. 31:21.24).
V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Быт. 45:22; Суд. 14:12; 4Цар. 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Суд. 5:30; 2Цар. 1:24; Пс. 44:14; Иез. 16:10.13; Лк. 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Нав. 7:21; Суд. 8:26; Иез. 23:6; Иез. 27:24; Соф. 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Быт. 41:42; Ис. 22:21) и при публичном чествовании (Есф. 6:7–9; ср. Лк. 15:22);
2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Зах. 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Откр. 3:4; Откр. 6:11; Откр. 7:9.13; ср. Екк. 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (⇒ Одевать, облекать. В некоторых местах Свящ. Писания говорится об «облечении в правду» (Иов. 29:14) и о «ризах спасения» (Ис. 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, которое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф. 22:11–13).
VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (4Цар. 1:8; Зах. 13:4; Мф. 3:4; ср. Мф. 7:15). ⇒ Священник ⇒ Первосвященник.
VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Лев. 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Лев. 10:6; Нав. 7:6; 2Цар. 1:11; Есф. 4:1; Иов. 1:20) и раскаяние (3Цар. 21:27; Есф. 9:3; ср. Иоил. 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Числ. 14:6; Иер. 36:24; Мф. 26:65; Деян. 14:14). Относит. отрясания О. (Деян. 18:6) (⇒ Нога, VI ⇒ Лен ⇒ Ремесло.