Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Нога

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) как и слово «рука», слово «Н.» встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. «колеблется» (Пс. 120:3), «пошатывается» (Пс. 72:2), «претыкается о камень» (Пс. 90:12), «стоит на камне» (Пс. 39:3) или «на пространном месте» (Пс. 30:9); для Н. «расставляют сети» (Иер. 18:22; Плач. 1:13), их «ставят в колоду» (Иов. 13:27);

2)обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну «обувь на ноги». Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк. 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил «нагой и босой», так и царь ассирийский вел «пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми», чтобы унизить их (Ис. 20:2–4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх. 3:5; Нав. 5:15);

3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт. 18:4; Суд. 19:21; 1Цар. 25:41; Песн. 5:3; Ин. 13:4–14; 1Тим. 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк. 7:46; Ин. 12:3). Во время траура Н. не мыли (2Цар. 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор. 33:24; ср. Иов. 29:6);

4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на «выи» поверженных врагов (Нав. 10:24), клали их к «подножию ног своих» (Пс. 109:1) – обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах – или «сокрушали их под ногами своими» (Плач. 3:34; Рим. 16:20; ср. Ис. 51:23). Тот, кто властвует, «покоряет все под ноги свои» (Пс. 8:7; 1Кор. 15:27). Выражение «попирать ногами» означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин. 13:18; Евр. 10:29);

5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис. 60:14; Откр. 3:9), благоговение (Деян. 10:25; Откр. 19:10; Откр. 22:8–9), обратиться с просьбой (1Цар. 25:24; Мк. 5:22; Мк. 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4Цар. 4:27; Мф. 28:9), целованием Н. (⇒ Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк. 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф. 15:30; Деян. 4:35; Деян. 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, который сидел на возвышении (Втор. 33:3; Лк. 10:39; Деян. 22:3; ср. также Лк. 8:35);

6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез. 25:6) и гнев (Иез. 6:11), а также о «говорении ногами» (Притч. 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк. 10:11; Деян. 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф. 10:14; Деян. 13:51);

7) наконец, слово «Н.» употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх. 4 и Ис. 7:20 под «ногами» подразумеваются интимные части тела, а в Ис. 6:2, очевидно, – тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх. 20:26; 3Цар. 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ

1) об омовении Н. в повседневной жизни ⇒ Купание (ср. 1Тим. 5:10);

2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в ⇒ умывальнике (2) Н. и руки (Исх. 30:18–21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;

3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин. 13:3–20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк. 22:24–27). Тем самым Иисус явил зримое свидетельство Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть «не только ноги ... но и руки и голову», Иисус говорит: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты...» (Ин. 13:8–10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх. 29:4; Лев. 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх. 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через «баню возрождения» (Ин. 3:5; Тит. 3:5; Евр. 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2Петр. 1:9; 1Ин. 1:7–10; 1Ин. 3:3–5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам «умывать ноги друг другу» так же, как Он, «Господь и Учитель, умыл ноги» им (Ин. 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle