Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Целование, лобзание

I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при котором надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу (Исх. 18:7: Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидетельствовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда «ухватился за край одежды» Самуила: 1Цар. 15:27). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем (1Цар. 10:1).

Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение («целуйте Его ноги» – один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как «почтите Сына» – Пс. 2:12). То же самое подразумевает и выражение «лизать прах» (Пс. 71:9), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса (Лк. 7:38.45), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала (3Цар. 19:18), золотого тельца (Ос. 13:2); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне (Иов. 31:27).

II. Ц., как и объятия, было ⇒ приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт. 33:4), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям (Быт. 45:14–15), так отец встретил блудного сына (Лк. 15:20), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви (Деян. 20:37). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар. 20:9).

III. Поцелуями приветствовали отца (Быт. 27:26–27; ср. Быт. 50:1) и мать (3Цар. 19:20), сына (2Цар. 14:33; Лк. 15:20), брата (Быт. 33:4; Исх. 4:27), друзей (1Цар. 20:41; 2Цар. 15:5; 2Цар. 20:9–10; Мф. 26:48–56; Лк. 22:47–53), а также родственников (Быт. 29:11.13). Целовались и при прощании (Руф. 1:9; 2Цар. 19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лк. 7:45). О поцелуях между любящими говорится в Песн. 1:1; Песн. 8:1, о поцелуе блудницы – в Притч. 7:13.

IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов «целованием (лобзанием) святым» (Рим. 16:16; 1Кор. 16:20; 2Кор. 13:12; 1Фес. 5:26) или «лобзанием любви» (1Петр. 5:14).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle