Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Приветствие, приветствовать

I. В Израиле П. означало пожелание человеку и его близким здоровья, добра и мира; приветствуя к.-л., израильтянин тем самым проявлял интерес к делам этого человека. П. произносилось как при встрече (Быт. 43:27; 1Цар. 25:6), так и при расставании (⇒ Благословение; Быт. 47:10). П. заканчивалась цар. аудиенция (2Цар. 13:25). Оно могло передаваться через другого человека (2Цар. 8:10). Иногда П. сопутствовали подношения. На Востоке П. было пространным, многословным, сопровождалось жестикуляцией, поэтому его не произносили в спешке, а также тогда, когда у человека было горе (см. 4Цар. 4:29; Лк. 10:4). Распространенной формой П. были пожелания мира – «Иди с миром» (1Цар. 20:42) или «Мир вам» (Лк. 24:6). Вооз приветствовал жнецов: «Господь с вами» (Руф. 2:4), а Иосиф встретил Вениамина словами: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!» (Быт. 43:29). Другой формой благословения было П. «Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!» (1Цар. 25:6). В новозаветное время П. начиналось словом «радуйся» (Мф. 26:49; Лк. 1:28). Придворным П. в Вавилоне и Персии была здравица «Царь! во веки живи!» (Дан. 2:4; ср. Неем. 2:3). Похожими словами Вирсавия приветствует царя Давида: «Да живет господин мой, царь Давид, во веки!» (3Цар. 1:31). При прощании произносилась фраза «Иди с миром!» (1Цар. 1:17).

II. Сопровождавший П. церемониал зависел от того, к кому именно П. было обращено. Люди кланялись до земли и даже падали ниц (Быт. 18:2; 2Цар. 9:6), а также сходили с ездового животного или с повозки (1Цар. 25:23; 4Цар. 5:21). Преклонение колен (4Цар. 1:13; Мф. 27:29), как и падение ниц, являлось свидетельством глубокого почтения и покорности. В качестве П. человек мог взять правой рукой руку или бороду другого человека и поцеловать его (2Цар. 20:9). Встретившись, люди обнимали друг друга или обменивались приветственными поцелуями (Мф. 26:48; Лк. 7:45). ⇒ Целование, лобзание.

III. Письм. П., часто чрезмерно торжественные, известны с древнейших времен. Так, письмо некоего египтянина фараону начинается словами: «Царю, моему господину, моему богу, моему солнцу. Так говорит Иапахи, раб твой, прах у ног твоих: семь раз по семь раз припадаю к стопам моего царя, моего бога и моего солнца». В рим. времена письм. П. были короче и содержательнее (Деян. 23:26). Формула П. часто встречается и в конце письма (Деян. 15:29). Послания ап. Павла обычно начинаются с П.: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего...» (Рим. 1:7; 1Кор. 1:3; 2Кор. 1:2; Гал. 1 и др.); как и другие апостолы, он завершает свои послания словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Рим. 16:24; 1Кор. 16:23; 2Кор. 13:13; Гал. 6:18).

IV. П. Иисуса и Его учеников значат больше, чем просто доброе пожелание. В их устах оно обретает силу истинного благословения (см. Мф. 10:12.13; Ин. 14:27; Ин. 20:19–21).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle