Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Дом, строительство дома

I. 1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в ⇒ шатрах (Числ. 16:26; Суд. 4:17; Иер. 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Суд. 6:2; Суд. 15:8; 1Цар. 13:6);

2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2Цар. 17 – в Синод. пер. – «колодезь»). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Ис. 1:3). Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Втор. 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2Пар. 9:11; 3Цар. 6:8), располагалась горница (Суд. 3:23; 3Цар. 17:19; Дан. 6:10; Деян. 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета ⇒ купание;

3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2Цар. 5:11; 3Цар. 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений – она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр., в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д., состоящие из трех смежных продольных помещений, к которым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения;

4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель.

II. 1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Ис. 9:10); при строительстве храма использовали также мрамор (1Пар. 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3Цар. 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины – кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. – при строительстве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3Цар. 10:27; Ис. 9:10), из которой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, который, вероятно, приходилось часто подновлять , т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4Цар. 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. ⇒ Известь служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Ис. 33 – в Синод. пер. – «горящая известь») (Лев. 14:42);

2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притч. 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Пс. 106:16). Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. – кольцом (Лк. 12:36; Деян. 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в которых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исх. 12:7), сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Втор. 6:9, прикрепляли и коробочки с полосками пергамента, на которых были начертаны стихи Втор. 6:4–9; Втор. 11:13–21 (⇒ Хранилище);

3) в бедных Д., по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. Лк. 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидетельства об имевшихся на окнах решетках (Суд. 5:28; Притч. 7:6; Песн. 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4Цар. 13:17). Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Иоил. 2:9; ср. Иер. 9:21), то их часто делали очень высоко (1Цар. 19:12). То же относится и к Д., располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Нав. 2:15; 2Кор. 11:32). Окна, описанные в 4Цар. 9:30; Иер. 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с которых царь обращался к народу.

III. Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, которую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4Цар. 4:10 перечислены предметы мебели и утварь – кровать («постель»), стол, стул («седалище») и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в которой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3Цар. 17:12; Ин. 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д., тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из ⇒ слоновой кости (Ам. 6:4; ср. 3Цар. 22:39), а также застилать их разноцветными егип. тканями (Притч. 7:16).

IV: 1) Д. упоминаются и в законе о «язве проказы» (Лев. 14:33–53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался «покрытым проказой» и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города;

2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в ⇒ юбилейный год (Лев. 25:31). Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и ⇒ пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, которые тоже считались наследств. собственностью.

V: 1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Быт. 45:2; 1Цар. 3 и проч.) или объединенных верой домочадцев (Деян. 11:14; Деян. 16:15; 2Тим. 1:16; 2Тим. 4:19) во главе с отцом как «домашним священником»;

2) а) Д. Божий во всеобъемлющем значении – это Его народ (Числ. 12:7; Евр. 3:2.5) и христ. Церковь (1Тим. 3:15; 1Петр. 4:17; Евр. 3:3–6 и др.), которая названа также храмом Божьим (1Кор. 3:16; 1Кор. 6:19). Ее учителя названы домостроителями (1Кор. 4:1); б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Быт. 28:17.19; Пс. 83:11; Мф. 23:38; Мк. 2:26), которое Иисус называет также Д. Своего Отца (Ин. 2:16) и Д. молитвы (Мф. 21:13; Мк. 11:17); в) Д. Отца могут быть и небеса (Ин. 14:2); Д. (жилище) на небесах (2Кор. 5:1) означает воскресшее тело. ⇒ Строительство, строить.

VI. «Дом храбрых» – название здания в Иерусалиме (Неем. 3:16; ср. 2Цар 23 и след.), где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. ⇒ ДворецКрепость.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle