Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина

I. 1) переносное жилище кочевников (Быт. 4:20; Суд. 4:11; Иер. 35:7), в частн. аравийских племен пустыни (Суд. 8:11; Пс. 119:5), прибежище пастухов (Ис. 38:12) и воинов, а также место пребывания царя в воинском стане во время походов (2Цар. 11:11; 3Цар. 20:12.16; 4Цар. 7:7–20; Иер. 37:10). В Ш. жили патриархи (Быт. 12:8; Быт. 13:5; Быт. 25:27; Быт. 26:17.25; Быт. 33:19; Евр. 11:9), а также израильтяне во время ⇒ странствования в пустыне (Исх. 16:16; Числ. 2:10.18.25; Числ. 16:26; Числ. 19:14). Низкий, продолговатый Ш. кочевников обычно был крыт черным (Песн. 1:4) ⇒ покровом из козьей шерсти. Ш., как правило, подпирали шестами, поставл. способом, изображ. на ил.; чаще всего шестов было девять (три группы по три), но встречались Ш. и большего, и меньшего размеров.

Полотнища Ш. натягивали с помощью веревок, которые закрепляли колышками из твердых пород дерева (Ис. 33:20; Ис. 54:2). Эти колья забивали в почву молотом (Суд. 4:21). Чтобы установить Ш., требовалось несколько человек (ср. Иер. 10:20). Ш. служил убежищем от дневного зноя (ср. Быт. 18:1), спасал от дождя и сильного ветра (Ис. 4:6). Внутри Ш. делился надвое завесой, дальняя половина отводилась женщинам (ср. Быт. 18:1.6.9). В больших и богатых семействах встречались и отдельные Ш. для женщин (Быт. 24:67; Быт. 31:33; Суд. 4:17). Арабы сооружали целые шатровые поселения (Иез. 25:4); города или селения Иаира (Суд. 10:4; 3Цар. 4 и проч.) также представляли собой шатровые поселения;

2) наряду с переносным Ш. были известны шалаши (⇒ Праздник Кущей), навес из сучьев и ветвей, со стенами или без них (Лев. 23:40.42; Неем. 8:15–17; ⇒ Шалаш в огороде). Подобные шалаши, очевидно, подразумеваются в Мф. 17 и парал. местах.

II. В метафорич. значении слово «Ш.» обозначает прежде всего жилище и местожит-во вообще, напр., в след. фразе: «И каждый побежал в шатер свой» (1Цар. 4:10; 2Цар. 18:17; ср. 2Цар. 20:1); кроме того, жилище Бога в святилище (Пс. 75:3, в Синод. пер. – «жилище»; ⇒ Скиния). Охрана и помощь Бога также воплощаются в образе Ш. (Пс. 26:5; Ис. 4:6); с др. стороны, это символ человеч. плоти и земной жизни (2Кор. 5:1.4; 2Петр. 1:13.14; ср. Ис. 38:12), которые однажды разрушатся.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle