Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Праздник Кущей

I. НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

П.К. [т.е. праздник шалашей, или палаток, евр. Хаг Хасуккот; греч. Скенопегиа, Лев. 23:34–43; Втор. 16:13–15; Ин. 7:2] назывался также праздником сбора плодов (Исх. 23:16; Исх. 34:22). Из трех праздников, требовавших паломничества в Иерусалим (Втор. 16:16), П.К. был самым радостным и торжеств. (Лев. 23:39; 3Цар. 8:2; Неем. 8:14). П.К. имел два значения. Во-первых, он был связан с воспоминаниями о странствовании израильтян по пустыне и о том, как Господь милосердно сохранял народ в течение сорока лет (Лев. 23:42.43). Во-вторых, это был праздник сбора винограда и благодарения за собр. урожай (Исх. 23:16; Втор. 16:16.17). В ⇒ субботний год, когда урожай не собирали, вместо принесения в жертву первых плодов читали вслух Закон (Втор. 31:10–13; ср. Неем. 8:18).

II. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРАЗДНОВАНИЯ

На П.К. все израильтяне мужского пола должны были являться в святилище Господа (Втор. 16:16), а со времени Соломона – в Иерусалимский храм (3Цар. 8:2; 2Пар. 8:12.13). Праздник отмечали в конце сельскохоз. года (⇒ Год), когда еще можно было ночевать под открытым небом. П.К. продолжался семь дней, с 15 по 21 тишри (сент.окт.), и завершался на восьмой день торжеств. собранием. Первый и последний дни считались днями отдыха, когда запрещалась всякая работа и когда общество Израиля собиралось вместе (Лев. 23:34–36.39; 2Пар. 7:8–10). После разделения царства Иеровоам I перенес П.К. на один месяц: в Северном царстве он стал отмечаться не в 7-м, а в 8-м месяце года (3Цар. 12:32). У пр. Осии есть упоминание о том, что во время праздника люди жили в «кущах» (Ос. 12:9), но подробное описание П.К. имеется лишь в Книге Неемии (Неем. 8:14–17).

III. ПРЕДПИСАНИЯ О ПРАЗДНОВАНИИ

В первые семь дней праздника весь народ должен был жить в «кущах», шалашах (⇒ Шатер), сооруж. из ветвей пальм и других листв. деревьев; шалаши, которые символизировали защиту Господа (Пс. 26:5; Пс. 30:21; Ис. 4:6), устанавливались на крышах домов, во дворах и на улицах, а также во дворе храма (Лев. 23:40–43; Неем. 8:14–17). В первые семь дней совершались многочисл. жертвоприношения (Числ. 29:13–34); жертва восьмого дня (Числ. 29:35–38) была подобна той, которая приносилась в праздник Труб (Числ. 29:1–5) и в ⇒ День очищения (Числ. 29:7–11). Наряду с этим израильтяне совершали добровольные приношения; приносилась также жертва первых плодов как благодарение за Божье благословение (Лев. 23:38; Втор. 16:16.17; Втор. 26:1–11). К радостной жертв. трапезе во время П.К. следовало приглашать левитов и пришельцев (Втор. 26:11).

IV. ПОЗДНЕЙШИЕ ДОПОЛНЕНИЯ

1) со временем число обрядов, связ. с П.К., увеличилось (см. Bill II,774–812). В период правления Маккавеев появился праздничный «жезл» (лулав) из пальмовой ветви, обвитой миртом и вербой; его держали в правой руке, а в левой – ветвь лимонного дерева (этрог) (2Мак. 10:6.7). Упоминается также о хождении (священников?) с ветками вербы вокруг жертвенника;

2) во время праздника при восходе солнца в каждый из семи дней один из священников наполнял золотой сосуд емкостью в три лога (ср. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) водой из Силоамского источника. Когда он входил в храм, его трижды приветствовали звуками труб. Воду и вино одноврем. выливали в две стоявшие на жертвеннике чаши с отверстиями, через которые жидкость просачивалась в землю. Принято считать, что ритуал возлияния воды связан с текстом Ис. 12:3, где сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». С этого времени иудеи возобновляли просьбы о ниспослании дождя, которые исключались из молитв с первого дня Пасхи до восьмого дня П.К. В связи с обрядом возлияния воды Иисус во время П.К. обещал дар живой воды всем верующим (Ин. 7:37.38);

3) особо радостными во время П.К. были ночные действа во дворе женщин (⇒ Храм). Двор освещался четырьмя большими золотыми светильниками. Вокруг них с хвалебными песнопениями под музыку, исполняемую левитами, с факелами в руках танцевали почетные горожане, священники и раввины. Левиты стояли на 15 ступенях, которые вели во двор израильтян. Возможно, именно эта праздничная иллюминация открылась взорам Иисуса, когда по окончании П.К. Он возвестил: «Я свет миру» (Ин. 8:12).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle