Известь, известняк
Известь, известняк: 1) Палестина богата известняком. И. была известна людям еще в глубокой древности. Там, где в Библии говорится об И., подразумевается гашеная И. Для получения И. добытый известняк измельчали (см. Ис. 27:9) и, перемежая сухими ветками, закладывали слоями в яму глубиной прим. в 1 м, после чего все это поджигали (см. Ис. 33:12). Затем яму закрывали луговой дерниной, оставляя небольшое отверстие для воздушной тяги и выхода дыма. По завершении процесса обжига И. гасили водой;
2) из гашеной И., смешанной с суглинком, глиной, песком, золой или соломой, получали строит. материал для оштукатуривания стен. В бедных известняком местностях строители либо ограничивались глиняным раствором, либо укладывали камни один на другой без скрепляющего раствора, либо использовали асфальт (⇒ Земляная смола) или смесь асфальта с суглинком (Быт. 11:3);
3) гашеную И., разведенную большим количеством воды, использовали при оштукатуривании как внутр., так и наружных стен, чтобы сделать их белыми и защитить от воздействия влаги (ср. понятия «обмазка», «обмазывать» в Лев 14 и след.; Иез 13:10 и след.; Иез 14 и след.; Иез. 22:28). Практика беления потрескавшихся стен породила образ, использованный ап. Павлом при характеристике человека, производящего обманчивое впечатление, – «стена подбеленная» (Деян. 23:3);
4) каменные памятники обмазывали слоем И. (Втор. 27:2–4). Вероятно, на штукатурке выцарапывали надписи;
5) И. белили могилы (Мф. 23:27), и это служило предостережением, дабы никто не осквернился, прикоснувшись к нечистому (⇒ Погребение, III);
6) выражения «как горящая известь» (Ис. 33:12) и «пережечь в известь» (Ам. 2:1) подразумевают сжигание останков умерших (⇒ Гробница, II) и символизируют полное уничтожение.