Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Погребение

I. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ

Погребальные песни и похоронные обряды имели в основном языч. происхождение, поэтому в Израиле они подверглись значительным изменениям. ⇒ Плач (I,2).

II. ПОХОРОНЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ

Умерших в Израиле обычно предавали земле; сожжение считалось преступлением (Ам. 2– здесь сожжением был осквернен прах умершего царя эдомского), но его применяли к преступникам для ужесточения наказания (Лев. 20:14; Нав. 7:25). П. совершались сразу после наступления смерти, часто в тот же день (Втор. 21:23; Лк. 16:22; Деян. 5:6). Это объяснялось, с одной стороны, жарким климатом, а с другой – тем обстоятельством, что любое прикосновение к телу умершего делало человека «нечистым на семь дней» (Числ. 19:11). Умершему закрывали глаза (Быт. 46:4), затем тело обмывали (Деян. 9:37), натирали благовониями (Мк. 14:8) и относили к месту П. (см. п. III этой же ст.). Если в ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, то в эпоху правления римлян труп чаще всего завертывали в тонкое полотно (Мф. 27:59; Ин. 11:44). Обряд бальзамирования не был распространен в Палестине, хотя существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, которые должны были изгонять запах смерти (2Пар. 16:14). Возможно, в могилу клали и личные вещи умершего, хотя оружие и украшения в этой связи упоминаются только в Иез. 32:27, где речь идет об иноплеменниках. Жертвы умершим в виде приношений пищи осуждаются во Втор. 26:14 как противоречащие заповедям Господа. Остаться непогребенным и быть брошенным на растерзание диким зверям считалось великим бесчестием, и этим часто угрожали (3Цар. 14:11; 3Цар. 21:23; Иер. 7:33). Именно поэтому Рицпа заслужила особую похвалу, накрыв покрывалом убитых сыновей Саула (2Цар. 21:10).

III. ГРОБНИЦЫ

Прикосновение к могиле делало человека нечистым на семь дней (Числ. 19:16), поэтому, чтобы случайно не наступить на нее или не коснуться надгробного камня, было принято белить могилу известью (в Мф. 23 и в Лк. 11Иисус сравнивает с такими могилами внутренне нечистых книжников). Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис. 29:4; Ис. 65:4) было строго запрещено (Втор. 18:11). Согл. Мф. 23:29, само почитание могил означает отпадение от истинной веры: Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle