Небо, небеса
В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.
I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Быт. 1:1; Пс. 72:25; Пс. 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Пс. 103:2; Ис. 40 и проч.), который однажды, в Судный день, свернется «как свиток» (Ис. 34:4; Откр. 6:13–17). Наряду с этим существует и другое представление, согл. которому Н. – это подобие свода, хрустального (Иез. 1:22), зеркального (Иов. 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Исх. 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Иов. 26:11). В нем есть ворота, двери (Быт. 28:17; Пс. 77:23) и окна (Быт. 7:11; Быт. 8:2; 4Цар. 7:2.19; Ис. 24:18), через которые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Иов. 38:25), а также Свое благословение (Мал. 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Пс. 77:23–31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Быт. 15:5; Нав. 10:13; Иов. 9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Быт. 1:26; Мф. 6 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Пс. 101:26–29; Ис. 51:6; Мф. 24:35), уступив место новому творению (Ис. 65:17; 2Петр. 3:10.13).
II. 1) Библия, которая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Пс. 2:4; Пс. 13:2; Пс. 113:11; Ис. 63:15; Мф. 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю – Его подножием (Ис. 66:1; Мф. 5:34–37; Мф. 23:22; Деян. 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (3Цар. 8:27; Пс. 138:7–12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Кол. 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Быт. 18:2; Нав. 5:13) и воскресшего Иисуса (Ин. 20:19.26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, которое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении – закрывает от глаз учеников, Мф. 17:5; Деян. 1:9.) Н. по своей сущности – это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;
2) жилище Бога вместе с тем – это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Ин. 3:13.31) и после воскресения возвратился туда (Мк. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9–11). Он восседает одесную Бога (Мк. 16:19; Евр. 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Мф. 24:30; Деян. 1:11; 1Фес. 4:16; Откр. 1:7);
3) Н. является и местом пребывания ангелов (Мф. 18:10; Откр. 7:11; Откр. 15:5–8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Лк. 10:18; Откр. 12:7–9);
4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Ин. 14:2–4; Ин. 17:24; 1Фес. 4:17; Откр. 7:9–17) – тех, чьи имена написаны на небесах (Лк. 10:20; Евр. 12:23). Здесь они будут жить (Флп. 3:20), здесь находятся их сокровища (Мф. 6:20), их награда (Мф. 5:12) и их наследство (1Петр. 1:4). Библия понимает это место как место славы (Евр. 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Откр. 21– Откр. 22:5). Жизнь (1Тим. 4:8), служение Богу (Откр. 22:3), поклонение Богу (Откр. 5:9–14; Откр. 11:15–18; Откр. 12:10–17 и др.) и слава (2Кор. 4:17) пребудут вечно.
III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим – мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о «третьем небе» (2Кор. 12:2–4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что «превознесенный выше небес» Христос «воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 7:26; Евр. 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, «прошел небеса» (Евр. 4:14) и вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).
IV. В НЗ слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба» (Мф. 21:25; Мк. 11:30; Лк. 15:18).