Вечеря Господня
Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согл. синоптич. Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной (Мф. 26:18; Мк. 14:12; Лк. 22:7). Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Ев. от Иоанна (Ин. 13:1–30; ср. Ин. 18:28), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря. (О датировке ⇒ Пасха, VI.) Ап. Павел говорит, что В. установлена Самим Господом (1Кор. 11:23), и поэтому называет ее «трапезой Господней» (1Кор. 10:21) или «Вечерей Господней» (1Кор. 11:20). Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» (1Кор. 10:21; 1Кор. 11:27).
I. ПАСХА КАК ФОН
Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соотв. трапеза в древней Церкви, указывает на ⇒ Пасху Израиля (Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:1; 1Кор. 5:7), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта (Исх. 12:3–24). Израил. праздник Пасхи создает фон для понимания В.Г.:
1) Пасха Израиля – когда народ ВЗ после длившегося 430 лет егип. рабства (Исх. 12:40) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока. Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей. Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами. Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле егип., то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов;
2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», – пишет Павел (1Кор. 5:7). Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих НЗ. Христос – пасхальный Агнец НЗ, принесенный в жертву (согл. Ев. от Иоанна) на праздник Пасхи. В соотв. с Ин. 19:30, можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне заколали в храме пасхальных агнцев (⇒ Пасха, VI). Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь (Лев. 17:11; 1Петр. 1:18). Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха (1Ин. 1:7) и спасает нас (Евр. 9:13; Евр. 13:12). Через эту жертв. смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу (Мф. 27:51; Евр. 10:19). Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе. ⇒ Жертва.
II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ
В своем аллегорич. толковании Павел соотносит В.Г. с событиями, происходившими в период странствования израил. народа по пустыне (1Кор. 10:3). Он говорит о духовной пище и духовном питье «из духовного последующего камня», указывая, что этот камень олицетворяет Христа. Чем для ветхозаветного народа в пустыне была манна небесная, тем для нового Божьего народа является участие в В.Г. – живым источником силы, черпаемой в воспоминании о долготерпении и победе Господа. Здесь же содержится намек на то, что мы имеем дело с трапезой, созидающей единение верующих («И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие»; ср. IV).
III. ТРАПЕЗА В ВОСПОМИНАНИЕ
В.Г. – это трапеза Церкви Христовой, творимая в воспоминание о смерти Иисуса. Как ветхозаветному Божьему народу было заповедано совершать Пасху в вечное воспоминание об исходе из Египта (Исх. 12:24.42), так и новозаветная Церковь должна вечно вспоминать о смерти Господа: «Сие творите в Мое воспоминание!» (Лк. 22:19). Несмотря на то что этих слов нет в первых по времени написания Евангелиях от Марка и от Матфея, Павел однозначно указывает в самом раннем из известных нам упоминаний о В.Г., что эти слова он воспринял от Самого Господа (1Кор. 11:23). Если бы Сам Иисус не заповедал Своим ученикам периодически повторять эту трапезу, то нельзя было бы объяснить, почему древняя Церковь с самого начала постоянно совершает В. как нечто само собой разумеющееся (Деян. 2:42.46; Деян. 20:7). Когда совершается В.Г., то в ходе трапезы верующие вспоминают о великом подвиге спасения, который Бог совершил во Христе. Тем не менее жертва Иисуса остается единократным, раз и навсегда законченным событием: «Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28). Смерть Иисуса неповторима, но Церковь должна постоянно вспоминать о Его жертве, собираясь для трапезы Господней.
IV. ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ
Греч. слово койнониа в своем изнач. значении выражает понятие «общение, соучастие». В совместной трапезе церковная община переживает как свое приобщение к дарованному Богом прощению, так и единение верующих как членов тела Христова (1Кор. 10:16). Символом Церкви, как единого тела, является хлебный каравай. Возможно, идея «один хлеб – одно тело» и была исходной точкой для образа Церкви как тела Христова, используя который Павел наглядно показывает единство христиан (1Кор. 12:12). Принимая Св. Духа, мы становимся членами тела Христова и наследуем нерасторжимое единство с нашим Главой в Его жизни и в принесенной Им жертве. «Единство означает собираться вместе через каждые несколько дней и совершать трапезу» (Карл Хайм).
V. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЩЕНИЯ
Павел говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26) и «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1Кор. 11:24). Центр. место в этом возвещении занимает крест Христа. Иисус был предан смерти как разбойник – и это за нас! «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1Кор. 11:25). Т.о., В.Г. является и провозглашением НЗ, заключ. Богом с людьми на Голгофе, и в то же время благовествованием об искупит. смерти Иисуса. Когда Бог заключал завет с Израилем на горе Синай, то в подтверждение лилась кровь жертв. животных (Исх. 24:8). Подобным же образом был заверен и НЗ (Евр. 9:15). ВЗ вовлекал Израиль в общение с Богом и превращал его в народ Божий. НЗ распространяется на все человечество.
VI. ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ
Имеется в виду радость, связанная с грядущим пришествием Иисуса Христа. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Эти слова устанавливают временную границу В.Г. Со Вторым пришествием Иисуса и восхищением Его Церкви земная форма В.Г. получит свое завершение. Она достигнет совершенства в Божьей славе (Лк. 13:28; 2Тим. 2:12; Откр. 19:6). Еще в ту ночь, когда Иисус со Своими учениками совершал В.Г., Он говорил о том, что однажды вновь разделит с ними хлеб и вино, но уже по-новому, и это произойдет в «Царствии Божием» (Мф. 26:29; Мк. 14:25; Лк. 22:16). Поэтому уныние и отчаяние учеников в ночь предательства, когда Господь за трапезой говорил о Своем еще непонятном для них страдании, осветилось надеждой на славное грядущее. С этого момента ученики, участвовавшие в трапезе, были охвачены в прямом смысле неземной радостью. Иисус пообещал им вновь встретиться с ними за праздничной трапезой в славе Отца. Каждый раз, когда верующие в древней Церкви собирались для воспоминания о смерти Господа, их взоры обращались к великой трапезе радости, которую Иисус пообещал Своим. Через участие в В.Г. уверенность в чудесном грядущем находила свое выражение в его радостном предвкушении.
VII. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Символизируя Божеств. спасение, В.Г., с одной стороны, предназначена для самой Церкви, а с другой – для мира невидимого:
1) этот торжеств. акт является символич. выражением прощения и искупления, полученных самой Церковью. Очевидно, что первые христиане не совершали В.Г. публично. Принимать участие в трапезе имели право только члены общины. Сколько бы раз мы ни приходили к Господней трапезе, каждый раз Сам Господь заново дает нам подтверждение нашего спасения. Хлеб и вино языком символов говорят нам: как верно то, что мы преломляем хлеб, так же верно и то, что Иисус позволил жестоко истязать Себя и принял смерть ради нас. Как верно то, что мы пьем вино, так же верно и то, что Он пролил кровь ради нас, приняв поругание и будучи покинут всеми;
2) В.Г. – это и единение детей Божьих перед невидимым миром. По свидетельству НЗ, мы знаем, что ангелы Божьи и демоны следят за тем, что Бог совершает через Христову Церковь (Мф. 18:10; 1Кор. 11:10; Еф. 2:2; Еф. 6:12; 1Петр. 1:12; Евр. 1:14). Церковь Христова должна служить наглядным примером как миру ангелов, так и служителям сатаны, показывая, на что способна Божья премудрость (Еф. 3:10). Поэтому можно сказать, что, когда Церковь собирается за трапезой Господней, глаза невидимого мира направлены на нее.