Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Вечность, вечный

В греч. тексте Библии (Септуагинта и НЗ) понятие «вечность» передано словом эон («временной отрезок», «эпоха», а также «безначальное время»), а определение «вечный» – прил. айониос. Как сущ., так и прил. могут иметь разнообразные значения, которыми частично были наделены евр. выражения в ВЗ. И только контекст позволяет судить о том, подразумевается ли в конкретном случае В. в смысле бесконечности во времени или имеется в виду лишь «долгое время», «время существования мира», «мир». Понятие В. проистекает из греч. небибл. мышления (см. ниже, I,Б).

I. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЧНОСТИ

А. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) некоторые обороты речи выражают неопределен. прошлое или будущее: «от века», «прежде веков», «прежде вековых времен», «во все веки», «прежде всех веков» (Лк. 1:70; Ин. 9:32; 1Кор. 2:7; 2Тим. 1:9; Тит. 1:2; Иуд. 1 и т.д.);

2) в возвышенном языке библ. молитв и славословий нередко используется мн.ч. от слова «вечность» – «в вечностях» (др. возможный перевод: «во веки», как в Синод. пер. – Мф. 6:13; Лк. 1:13; Рим. 9:5; Рим. 11:36; 2Кор. 11:31; Евр. 13:8);

3) подобные речевые обороты, в которых используется мн.ч., заставляют предполагать, что были известны множественные «временные периоды», «эры», «мировые эпохи». Т.о., понятие В. здесь имеет значение продолжительного, но не бесконечного временного отрезка. Мы обнаруживаем в НЗ места, в которых «время» и «вечность», соединяясь, образуют некое целое: Рим. 14:24; 2Тим. 1:9; Тит. 1– «прежде вековых [т.е. вечных] времен». Это выражение содержит внутр. противоречие и наполняется смыслом только в том случае, если представить себе неслыханно продолжительные, но не безграничные временние периоды;

4) для посланий ап. Павла, Послания к евреям, посланий ап. Петра и книги Откровение характерно «удвоение» понятия В.: «в вечностях вечностей» или «во веки веков», напр. Еф. 3:21; 1Петр. 4:11; 1Петр. 5:11; Евр. 13 и т.д.;

5) в писаниях Иоанна В. не столько представляет собой временное понятие, сколько подразумевает определ. качество. Вечная жизнь, по Иоанну, начнется не в будущем – она уже началась для тех, кто вступил в общение с Христом (Ин. 3:15; в греч. оригинале здесь употреблено наст. время).

Б. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Септуагинта использует для обозначения В. множество выражений, исходя при этом из текста евр. оригинала. Еврейское слово олам не имеет значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдаленное будущее – «навеки» (см., напр., Быт. 13:15) или прошлое – «издревле» (Быт. 6:4). Такой временной отрезок не обязательно должен быть бесконечным; в Ам. 9 времена Давида названы йеме олам, букв. «днями вечности», но в Синод. пер. это выражение обоснованно передано как «дни древние». Важно и то, как понималось отношение между временем и жизнью. Представление о том, что прожитая жизнь не является В. и что В., как вневременная категория, есть форма существования Бога, не соответствует ветхозаветной т.зр. В Ис. 45 наличествует мн.ч. понятия В. – «во веки веков»; пожелание: «царь! во веки живи!» (Дан. 2:4; Дан. 3 и др.; Неем. 2:3) следует понимать в значении долгого, но не безграничного периода.

II. ВЕЧНОСТЬ БОГА

1) слова эон, айониос имеют в Библии значение «вечность», «вечное» лишь там, где они употреблены по отношению к Богу. Если, напр., в Быт. 21:33; Ис. 40:28; Рим. 14 Бог назван вечным, то тем самым подчеркнута прежде всего бесконечность Божьей жизни и бытия. (См. также Исх. 3:14: «Я есмь Сущий» и Ис. 44:6: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».) Бог вечен: Он – Тот, Кто сотворил мир, и Тот, Кто положит ему конец (Быт. 1:1; 1Кор. 15:28; Откр. 21:5). Он существует «от века и до века» (Пс. 89:3), до сотворения вселенной (Пс. 89:3). Небо и земля исчезнут, но Бог и Его Слово останутся (Пс. 118:89; Ис. 40:8; Мф. 5:18; Лк. 21:33; 1Петр. 1:25). Все это относится и ко Христу (см. Евр. 1:10 и изречения Иисуса, начинающиеся со слов «Я есмь» в писаниях Иоанна). Так соотносятся между собой В. Бога и недолговечность мира, огранич. его сотворением и концом. Поскольку Бог является «царем веков» и «нетленным» (1Тим. 1:17), то в полном смысле слова вечны Его имя (Пс. 134:13), Его слава (Пс. 103:31), Его правда (Пс. 118:142; 2Кор. 9:9), Его милость и истина (Пс. 99:5; Ис. 54:8), Его милосердие (Пс 135), Его завет (Ис. 55:3);

2) Бог заключает со смертным и колеблющимся человеком вечный завет (Быт. 9:16; Быт. 17:7.13.19). Он открывает ему возможность вечного спасения (Ис. 45:17; Евр. 9:12) через Христа, «священника вовек» (Евр. 7:17). Верующих в Него через Христа и исполняющих Его волю Бог делает сопричастными Своей вечной жизни (Ин. 5:24; Ин. 6:51; 1Ин. 2:17). «Вечная жизнь», которой Христос наделяет Своих последователей, – это прежде всего сопричастность к полноте жизни, славе, силе, совершенству Бога и Христа, бесконечно возвышающих нас над всеми пространственными и временними ограничениями греховной земной жизни. За такое невыразимое благодеяние и милосердие Бог достоин благодарности, благословения и восхваления вовек (Пс. 40:14; Пс. 112:2; Пс. 113:26; Рим. 11:36; Рим. 14:26; Гал. 1:5; Еф. 3 и проч.).

III. «СОВРЕМЕННЫЙ» И «ГРЯДУЩИЙ» МИР

1) слово айон (эон) может принимать след. значения: а) «время» – «эпоха», «век», «жизнь»; б) «мир» (⇒ МирВселенная). Употребление во мн.ч. слова айон (эон) можно объяснить бытовавшими в древности представлениями о том, что время существования вселенной делится на ряд отдельных эонов (ср. I,A,3). В таком случае эон (т.е. наш мир с момента его возникновения), теряя свою уникальность, неповторимость, оставался лишь одной из сменяющих друг друга эпох в бесконечном потоке времени. Тогда сотворение мира и его конец не следовало бы рассматривать как безусловное начало и безусловный конец, и вечность складывалась бы из бесконечного ряда более кратких «вечностей» – эонов. Таким было представление древневост. астрологов и эллинистич. гностиков о В. с их учением о вечном повторении всех вещей. Библ. учение о В. противостоит учению язычников и гностиков о вечном повторении. Сотворение мира и конец мира означают в Библии абсолютное начало и абсолютный конец. Такое линейное понимание времени, свойственное и зап. восприятию историч. процесса, берет свое начало в библ. мышлении;

2) однако нельзя не увидеть в НЗ и ясно выраженного свидетельства о двух мирах (досл. «эонах»), о «нынешнем веке» и о «будущем веке». «Нынешний век» – это ограниченный во времени (от сотворения до конца света) мир пространства, греха и смерти. В НЗ он называется «век сей», «время сие», «нынешний век», «мир сей», «настоящий век». Будущий мир – это «грядущие века», «будущий век», «тот век», «Царство Божие», «совершенство мира», «новое небо и новая земля» – т.е. непередаваемая человеч. словами жизнь, которую нельзя сравнить с земным существованием (Мф. 12:32; Мф. 13:22.39.49; Мф. 24:3; Мф. 28:20; Мк. 4:19; Мк. 10:30; Лк. 18:30; Лк. 16:8; Лк. 20:34.35; Рим. 12:2; 1Кор. 1:20; 1Кор. 2:6.8; 1Кор. 3:18; 2Кор. 4:4; Гал. 1:4; Еф. 1:21; Еф. 2:2.7; 1Тим. 6:17; 2Тим. 4:10; Тит. 2:12; Евр. 6:5; Евр. 9:26). «Сыны света» (Лк. 16:8) сопричастны будущему веку. Они достойны его и заслуживают участия в воскресении (ср. II,2); иными словами, они, как верующие, сопричастны к жизни Бога и Христа;

3) начало «будущего века» не связано у христиан исключит. со Вторым пришествием Христа: грядущий век отчасти уже присутствует в веке нынешнем. В этом существенное отличие христ. историч. мышления от иудейского, в котором начало «грядущего века» всецело связывается с ожидаемым приходом Мессии (представление об иуд. мышлении дают написанные после возвращения из плена апокалипсисы). Верующие уже сейчас избавлены от «настоящего лукавого века» (Гал. 1:4) и уже сегодня вкусили «сил будущего века» (Евр. 6:5). «Новый век», даже если он еще сокрыт от людских глаз, начался с приходом Христа (Мк. 1:15) и окончат. вступил в свои права с момента Его воскресения, которое стало началом всеобщего воскресения (1Кор. 15:20.23). Сообщение Духа верующим приносит духовные плоды (Гал. 5:22) и наделяет духовными дарами (Рим. 12:1; 1Кор. 12 и 1Кор. 14:1; Еф. 4:1), предвосхищая вечную жизнь совершенного Божьего мира. Подвиг Христа, открывший Царство Божие внутри нас, уже совершен (ср. Лк. 17:21), но окончательно «новый век» проявится и откроется всем только в будущем. Мы живем еще в старом веке, но уже являемся детьми века нового. Новый век зарождается внутри старого. Согл. иуд. пред-ставлениям, смена веков совпадает с «серединой времени», и этот момент еще предстоит в будущем. ⇒ Царство Божие.

IV. ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО И ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ

ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО верующих и ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ неверующих. ⇒ БлаженныйНебо, небесаПроклятиеАд, преисподняя.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle