Пророчество
I. Под П. Библия понимает ⇒ откровение, данное человеку посредством Духа Божьего. В НЗ П. причислено к дарам Духа (⇒ Дар), о которых должны «ревновать» все верующие (1Кор. 14:1.5.39).Хотя «орудием» П. Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать: «Дух Святой сказал...» (Деян. 13:2), «Дух Святой свидетельствует...» (Деян. 20:23) или «...Дух говорит церквам» (Откр. 2:29). Речь идет о Божьих откровениях, которые невозможно постичь человеч. разумом (ср. 2Петр. 1:20). И тем не менее П. – это осмысленное, упорядоченное слово (1Кор. 14:32). Если в ВЗ пророч. даром наделены только пророки, то в НЗ Дух П. обещан всем (Иоил. 2:28;Деян. 2:16–18;Деян. 21:9; 1Кор. 12, 1Кор. 13, 1Кор. 14). Ср., однако, особое служение ⇒ пророка (V).
II. Пророч. речь может быть основана на прямом словесном откровении Бога (см. Иер. 1:7.11.19; Зах. 1:1). Но часто Бог посылал пророкам сны и видения (Быт. 46:2; Числ. 12:6; Дан. 1:17; Дан. 2:19; Дан. 7:1; Зах. 1:7; Иоил. 2:28), иногда сопровождаемые пояснениями (3Цар. 22:19–33; Пс. 88:20; Ис. 1:1; Иер. 1:11–19; Иез. 37:1–14; Ам. 7:1–9; Ам. 8:1–3; Деян. 10:10–16), которые надлежало пересказать народу; иногда Бог, повелевая пророкам совершить то или иное символич. действие, пояснял им его смысл (Ис. 20:2; Иер. 27:2; Иез. 12:3–7; Ос. 1:2–9) или приказывал записать опред. сообщение (Ис. 8:1; Ис. 30:8; Иер. 29:1; Иер. 30:2), как это было при передаче ⇒ Закона Моисею (Исх. 24:4; Исх. 34:27). В ВЗ передача пророч. вести осуществлялась пророками в различных формах, известных и привычных народу, напр. в притче (Иез. 17:2–10), плаче об умерших (Ис. 14:4–23; Ам. 5:1), хвалебных песнопениях (Ис. 42:10–17; Ис. 44:23), скорбных песнопениях – плачах (Иер. 14:2–6), паломнич. песнопениях (Ис. 2:2–4), насмешливых песнях (Ис. 23:7–10.15),в форме обвинений и угроз (Ис. 1:2–4; Ам. 1– Ам. 2:6).
III. П. распространяется на прошлое, настоящее и будущее. Пророч. свет позволяет увидеть события давно прошедших времен (Иез. 20:4–28); как пророч. прозрение, в котором отразилось прошлое, вероятно, следует понимать и рассказ о сотворении мира в Быт. 1. Актуальность П., его непреходящее значение состоит в том, что оно раскрывает внутр. жизнь человека (1Кор. 14:24), позволяет заглянуть в сердце ближнему (ср. Мф. 16:17; Мк. 2:8; Ин. 4:17–19; Деян. 5:1–4), способствует распознанию духов (Ин. 4:1). Главная же сфера П. – это будущее, что подтверждается не только исполнившимися в Новом Завете ветхозаветными предсказаниями, но и самим Новым Заветом (Деян. 11:27; Деян. 20:23; Деян. 21:10; Откр. 1:1). «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7; ср. Ис. 42:9; Ис. 46:10); так, пророки заранее предвидели и предвещали дарование Евангелия (Рим. 1:1; 1Петр. 1:10–12).
IV. Предназначение П. состоит в том, чтобы давать верующим конкретные указания, какие действия нужно совершать в данный момент и какие решения, соотв. Божьей воле, принять (см. Ин. 16:13; Еф. 1:17). Павел писал, что цель П. – это назидание, увещевание, утешение Церкви (1Кор. 14:3.31). Но П. имеет свои границы: человек способен познавать и передавать лишь частицу полной истины Божьей (ср. 1Кор. 13:9); П. Никогда не входит в противоречие с верой (ср. Рим. 12:6). П. – это каждый раз указание пути, Господь может заменять одно П. другим или отменять его (1Кор. 14:30). П. никогда не подкрепляется к.-л. доказат-вами, оно воспринимается верующими как Божье откровение. Опасность исходит от лжепророков, подражающих пророкам истинным; поэтому духов надлежит испытывать (Ин. 4:1–3; ср. 1Кор. 12:3), а всякое П. проверять на истинность (1Кор. 14:29). Ал. Павел видит в П. такой дар, которым мог бы обладать каждый член церкви (1Кор. 14:1.5.39). П. – это знамение Для верующих (1Кор. 14:22), оно служит назиданию, увещеванию, утешению и поучению общины (1Кор. 14:3.31). Назначение на определ. ⇒служение или на должность часто происходило также на основании П. (1Тим. 1:18; 1Тим. 4:14).